• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вдохновение


/

Чудес в мире — хоть отбавляй, как бы ни пытались утверждать обратное отъявленные скептики. Просто чудо нужно увидеть. Ощутить. Проиллюстрировать, в конце концов, чтобы и остальные поверили. Зафиксировать в непостоянстве памяти.

Ретабло — своеобразный жанр религиозной живописи, нереально популярный в Мексике. Именно там он оформился в невероятный симбиоз бытовой религиозности и художественного примитивизма. На этих картинах (сложно с ходу определить, как их называть правильнее: арт-объект, картина, рисунок) — святая Дева, Иисус, сонм причисленных к лику святых. Но меньше всего ретаблос напоминают религиозную живопись. Хочется назвать это открыткой Богу: столько в них жизни, столько красок, столько чуда — искусство о людях и для людей. Такие брутально яркие, энергичные, дикие цвета и карнавальность восприятия есть только в Мексике… И, пожалуй, в Тибете: что-то неуловимо схожее есть у ретабло с лунгта — буддистскими флажками-молитвами, трепещущими на ветру.

1. Святой Младенец из Аточи, благодарю тебя, что поддерживаешь меня в этом нелегком труде и оберегаешь от болезней и опасностей. Мерсед, Мехико, 10 мая 1999. 2. Благодарю тебя, Дева Гваделупская, что мне удалось стать проституткой здесь, в Мерседе. Позаботься обо мне, чтоб я смогла посылать немножко денег моим родителям в Пачуку. Йоланда. 12 декабря 1980.
1. Святой Младенец из Аточи, благодарю тебя, что поддерживаешь меня в этом нелегком труде и оберегаешь от болезней и опасностей. Мерсед, Мехико, 10 мая 1999. 2. Благодарю тебя, Дева Гваделупская, что мне удалось стать проституткой здесь, в Мерседе. Позаботься обо мне, чтоб я смогла посылать немножко денег моим родителям в Пачуку. Йоланда. 12 декабря 1980.

Несмотря на то, что ретабло называют folk art paintings (народной живописью), создают их зачастую профессиональные и именитые художники. Сюжеты могут отражать глобальные события для человека, а могут быть просто благодарностью за хорошо проведенный уикенд или за то, что удалось устроиться на хорошо оплачиваемую работу — к примеру, проституткой. Разве не повод поблагодарить Деву Марию? Спектр тем, которым посвящают ретабло, настолько же необъятен, насколько необъятна жизнь человека. Спасибо за все, в общем. Причем свойское, дружеское, искреннее — почти языческие отношения с христианским Богом. Молитесь своими словами.

Руфино Ороско из города Сьюдад-Гусман в штате Халиско посвящает это ретабло Пресвятой Деве Сан-Хуанской за то, что он чудом не погиб от смертельно опасного удара рогом, когда вообразил себя матадором. 15 октября 1940.
Руфино Ороско из города Сьюдад-Гусман в штате Халиско посвящает это ретабло Пресвятой Деве Сан-Хуанской за то, что он чудом не погиб от смертельно опасного удара рогом, когда вообразил себя матадором. 15 октября 1940.

Аннотация к арт-товару божественно-благодарственного характера на сайте, специализирующемся на продаже предметов народного мексиканского искусства, гласит, что клиент может заказать картинки на широчайший круг тем: описание своей личной истории, семейного события, религиозного торжества, свадьбы, годовщины, рождения ребенка, смерти, крещения. Это может быть молитва о помощи либо благодарность за чудо, свидетелем которого стал заказчик.

Христианство в Мексику завезли испанцы, в их интерпретации эта религия была суровой аскезой, жертвой. Как случилось так, что христианство и витальный примитивизм встретились в волшебном танце? Про пейот шутить будем? :) Или допустим, что произошло некое чудо, или сведем к культурологической закономерности, припомнив другие смешения христианства с местными культами?

Этим ретабло я выражаю соболезнования испанскому народу и осуждаю теракты против невинных людей на вокзале Аточа и в мадридских поездах, когда погибло так много человек. От всего сердца прошу у Святого Младенца из Аточи, чтобы это никогда не повторилось. Ставлю свечу и подношу ему эти цветы в память о погибших. Альфредо Вильчис Роке. Мехико. Пятница, 12 марта 2004.
Этим ретабло я выражаю соболезнования испанскому народу и осуждаю теракты против невинных людей на вокзале Аточа и в мадридских поездах, когда погибло так много человек. От всего сердца прошу у Святого Младенца из Аточи, чтобы это никогда не повторилось. Ставлю свечу и подношу ему эти цветы в память о погибших. Альфредо Вильчис Роке. Мехико. Пятница, 12 марта 2004.

Что такое чудо? Без сомнения, чудо — выжить. Чудо — найти любимого человека, так, чтобы навсегда. Чудо — рождение ребенка. Это общее, “всехнее”, как сказал бы ребенок, чудо. А стать проституткой? Горе. А если посылать при этом деньги нищей семье, то, возможно, не такая уж беда.

Некоторые работы — это еще и чудо смеха, комедия с привкусом терпкой грусти, готовая сценка для Кустурицы. Кустурица, кажется, вспомнился к месту: название одного из его фильмов — “Жизнь как чудо” — можно без труда примерить к творчеству Вильчиса Роке. За каждым его произведением — чья-то жизнь.

Благодарю тебя, Святой Иуда Фаддей, что берег меня от проклятой миграционной полиции. Они, словно псы, бросаются на таких же несчастных мигрантов, как и я, которые вынуждены ехать сюда в поисках приличной работы. Сейчас дела стали совсем плохи, особенно после принятия здесь, в Аризоне, проклятого дискриминационного закона 1070, который ущемляет нас в правах. Ну и оставайтесь тут со своими вонючими долларами, а я же отправляюсь домой — в родную и любимую Мексику. Это ретабло посвящаю в память обо всех униженных мексиканцах. 30 марта 2010.
Благодарю тебя, Святой Иуда Фаддей, что берег меня от проклятой миграционной полиции. Они, словно псы, бросаются на таких же несчастных мигрантов, как и я, которые вынуждены ехать сюда в поисках приличной работы. Сейчас дела стали совсем плохи, особенно после принятия здесь, в Аризоне, проклятого дискриминационного закона 1070, который ущемляет нас в правах. Ну и оставайтесь тут со своими вонючими долларами, а я же отправляюсь домой — в родную и любимую Мексику. Это ретабло посвящаю в память обо всех униженных мексиканцах. 30 марта 2010.

Текст “Я был ослеплен ревностью, потому что Мария бросила меня, чтобы выйти замуж за моего лучшего друга Артемио, и тогда на мою спину вскарабкался дьявол, и я ударил Артемио ножом. Когда же он был близок к смерти, я узнал, что все это всего лишь чудовищная сплетня. Я прошу господа спасти его жизнь и молю о прощении, и посвящаю эту картину, чтобы он не умер”. Трагично, безусловно, но и, безусловно, смешно. И образно! Богатая биография дьявол на спине.

Вера в чудо, не то, которое вот-вот принесет счастье, а то, которое уже случилось и от этого не перестало быть чудом. Это наивно, но не инфантильно. Инфантильность неуместна, невинность и наивность распахивают все двери восприятия. Это тот внутренний ребенок, который хлопает в ладоши от радости и широко открывает глаза, не умея объяснить, что же с ним случилось. И он должен жить где-то внутри нас. Вне зависимости от страны, от социальных установок и религии — все это наносное, все это так легко изменить. А вечно будет жить только вера в чудо. И ее адепт и рассказчик — Альфредо Вильчис Роке.

Благодарим Святое Сердце, что нам выпало познакомиться и стать парой. Мы живем вместе и не скрываем это от людей. Сегодня мы празднуем год, как мы счастливы вдвоем. Луис и Чуй. Колония Кондеса, Мехико, 7 ноября 2008.

Альфредо — художник-самоучка из Мехико, рисует “открытки Богу” уже 30 лет. С ним тоже однажды случилось чудо: в тот день, когда он потерял работу (а работать он начал, только-только окончив школу), он обратился за помощью к святой Деве Гваделупской. И, утверждает художник, сразу же пришло озарение: он должен рисовать и сделать это своей профессией.

Начал развивать свои природные способности он с нехитрых подручных материалов: уголь, картон, в ход шли даже кастрюли. Затем стал специализироваться на миниатюрах, и однажды в его руки попал старинный обет (ретабло). Это завладело его воображением, и он стал писать свои и исследовать тему — сегодня его авторству принадлежит более четырех тысяч ретабло.

Благодарю Пресвятую Деву Гваделупскую за то, что мой партнер столь внимателен и заботится обо мне в самые необходимые моменты. Когда у меня развился артрит и боль причиняла столько страданий, его забота показала, как много я для него значу, а его любовь помогала мне чувствовать себя немного лучше. Благослови нашу любовь. Костлявая. Мехико, май 2003.

Быть художником-ретаблеро — совсем не то же самое, что быть художником-маринистом или портретистом. Сколько историй выслушал Вильчис Роке, принимая заказы? Сколько жизней пришлось пропустить сквозь себя? Художник-священник, художник-психотерапевт. Кажется, более гуманистической миссии у живописи не было и не будет. Улицу, где живет художник с семьей, все называют Закоулком Чудес, Rincon de los milagros. Трое детей Альфредо тоже рисуют ретабло. Похоже, это миссия.

В 2004 году вышла книга “Infinitas Gracias: Contemporary Mexican Votive Painting” (“Бесконечные благодарности: современная мексиканская вотивная живопись”), на 250-ти страницах которой представлены работы Альфредо Вильчиса Роке.

Посвящаю это ретабло Святому Игнасио Лойоле в благодарность за чудо, что мой любимый муж наконец — после того как мне пришлось немного надавить на него — осознал, что должен покончить с постоянной покупкой книг. В нашем доме не так уж много места, и вдобавок книг у нас уже больше, чем мы можем прочесть за всю жизнь. Костлявая, 5 марта 2009.
Посвящаю это ретабло Святому Игнасио Лойоле в благодарность за чудо, что мой любимый муж наконец — после того как мне пришлось немного надавить на него — осознал, что должен покончить с постоянной покупкой книг. В нашем доме не так уж много места, и вдобавок книг у нас уже больше, чем мы можем прочесть за всю жизнь. Костлявая, 5 марта 2009.

Ретабло, как его характеризует Роке, это работа, которая драматично раскрывает случай, изменивший жизнь, когда рука святого вывела человека, с благодарностью за помощь: обычно молитва пишется внизу, со слов самого заказчика. “Подопечные” Роке зачастую живут на самом дне общества, и нередки случаи, когда они благодарят за то, что счастливо избежали изнасилования, за то, что, одумавшись, нашли своего брошенного ребенка “до того, как его съели собаки”, за то, что не умерли в пустыне, пробираясь нелегально в США. Эти молитвы безбрежно честны, этой честности трудно противостоять, и Роке подкрепляет это разящим наповал красочным оформлением, поскольку он прекрасно знает мир, который окружает героев: от улиц до полей, от спален до церквей — и благодаря этому глубоко раскрывает беду и трагедию человека. (Он и сам частенько, от своего имени, рисует ретабло — как правило, на социальные темы.)

Слава тебе, Господи, что наконец на этом углу я повстречал любовь всей моей жизни. Что было прежде, мне не важно. Я влюбился в нее, как только увидел. Я попросил ее выйти за меня замуж, и она приняла мое предложение. Поскольку я — сирота, без братьев и сестер, даже без собаки, то теперь, после долгих лет одиночества, она наполнит мою жизнь любовью и нежностью. Хувентино Роча. Мехико, 14 февраля 1990.
Слава тебе, Господи, что наконец на этом углу я повстречал любовь всей моей жизни. Что было прежде, мне не важно. Я влюбился в нее, как только увидел. Я попросил ее выйти за меня замуж, и она приняла мое предложение. Поскольку я — сирота, без братьев и сестер, даже без собаки, то теперь, после долгих лет одиночества, она наполнит мою жизнь любовью и нежностью. Хувентино Роча. Мехико, 14 февраля 1990.

Книга делится на короткие разделы (“Отцовство”, “Отношения”, “Эмиграция”, “Городское насилие”, “Болезнь”, “Гомосексуализм”…) — 30 лет работы, которые отображают мозаику жизни Мехико лучше, чем любой фоторепортаж. В 2009 году у Роке состоялась персональная выставка в Париже. У Роке довольно громкое художественное имя, но он продолжает рисовать свои “открытки” для всех, кто пожелает.

На самом деле, все это имеет мало отношения к христианству как таковому. Кажется, что все выписанные канонические фигуры — второстепенные актеры, первую роль здесь играет что-то большее. Даже далекий от религиозных доктрин человек видит в ретабло нечто гораздо более значительное — только вот что, сформулировать невозможно. Хотелось бы знать: если бы Альфредо благодарил мир за то, что он есть и за то, что мы есть в нем, какой текст и картинку он придумал бы…

1. Посвящаем это ретабло Господу Чалмскому и благодарим, что он помог нам выйти из опасного и позорного положения. Выходные начались крайне весело и бойко, и все дошло до того, что нам явился сам дьявол. Благодаря покровительству нашего защитника мы вовремя смогли отправиться домой, избежав неприятностей и оставив зло позади. Войлочный и Костлявая. Мехико, февраль 2008. 2. Благодарю тебя, Пресвятая Дева Скорбящая, за исцеление от тяжкого заболевания, подцепленного мной от одного клиента из-за того, что я слишком беспечно отнеслась к предохранению. В беде я взмолилась тебе и теперь снова честно тружусь проституткой на своем углу. Хулия. Мерсед, Мехико, январь 2004.
1. Посвящаем это ретабло Господу Чалмскому и благодарим, что он помог нам выйти из опасного и позорного положения. Выходные начались крайне весело и бойко, и все дошло до того, что нам явился сам дьявол. Благодаря покровительству нашего защитника мы вовремя смогли отправиться домой, избежав неприятностей и оставив зло позади. Войлочный и Костлявая. Мехико, февраль 2008. 2. Благодарю тебя, Пресвятая Дева Скорбящая, за исцеление от тяжкого заболевания, подцепленного мной от одного клиента из-за того, что я слишком беспечно отнеслась к предохранению. В беде я взмолилась тебе и теперь снова честно тружусь проституткой на своем углу. Хулия. Мерсед, Мехико, январь 2004.

Святой Иуда Фаддей, бесконечно признательна тебе и посвящаю это ретабло, так как мой муж уснул и не заметил, что я была с сыном мясника. Пережив эту неприятную ситуацию, я раскаиваюсь и прошу у тебя прощения. Больше я так не поступлю. Поскольку я обещала, коли все хорошо разрешится, посвятить тебе ретабло, то исполняю обещанное. Твоя верная и преданная Каролина. Колония Рома, Мехико. 28 октября 2004.

Благодарю Господа Веракрусского, что это был только страшный сон и я не погиб на самом деле, сорвавшись во время двойной трапеции. Факундо Пенья, акробат. Цирк "Юнион". Тихуана, Мексика, 1980.

Благодарю Господа Чалмского, что Хоакин смог улизнуть, прежде чем появился мой муж, избежав таким образом неприятностей. Посвящаю тебе это ретабло, прося прощения и раскаиваясь. Клянусь, что никогда бы не обманула мужа, потому что он меня любит и не заслужил этого. Я буду всегда ему верна, пока смерть не разлучит нас. Я поддалась молодости и речам Хоакина, но это помогло мне по-настощему оценить моего мужа как человека и как мужчину. Роза Х. Х. Колония Кондеса, Мехико, 14 февраля 1990.

Я родился и вырос с сексуальным противоречием внутри, терпя насмешки и унизительные оскорбления. Моя семья стыдилась моей женственности. Я ничуть не виноват, что родился таким. Устав от бесконечных упреков, я покинул свой дом, выучился и преодолел все. Я живу своей жизнью и очень счастлив. Возможно, меня когда-нибудь поймут. А сейчас я благодарю Святого Себастьяна за успешную операцию, которая изменила мою жизнь. Х. А. П. “Ноэми”. Мехико, 14 февраля 2000.

Поверив клевете на лучшего друга, что он якобы коварно увел его возлюбленную, молодой человек ударил друга ножом и теперь в раскаянии молится, чтобы тот остался жив.

Я праздную избрание Барака Обамы президентом США. Пусть дух Авраама Линкольна придаст ему сил, чтобы его правление было свободным, демократическим, справедливым и беспристрастным и чтобы он оставался в хороших отношениях со всеми уголками мира, который его приветствует. Альфредо Вильчис Роке, художник. Чудесный закоулок, Минас де Кристо, Мехико, 20 января 2009.

Благодарю Пресвятую Деву Хукилианскую за виагру и за избавление от тягостного недуга, из-за которого мне не удавалось удовлетворить свою супругу. Никакие средства мне не помогали, так что я вверился тебе и попробовал виагру. Теперь мы очень счастливы. Посвящаю тебе это ретабло за спасение нашего брака. Роберто. Койоакан, Мехико, конец 1990-х.

Нужные услуги в нужный момент
0058044