Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вдохновение


фото

Когда три года назад шотландская женщина Сьюзан Бойл прямо из телевизионной передачи типа "15 минут славы" стала мировой звездой и быстро заработала несколько десятков миллионов долларов, журналисты во всем мире довольно синхронно схватились за голову. В триумфе аккуратного, шаблонно-красивого пения свиноподобной домохозяйки было принято тогда усматривать нижнюю ступень развития популярной музыки, мягкое дно потребительских запросов, дальше которого и падать-то некуда и можно только оплакивать былые успехи.

Буквально пару дней назад вышедший альбом "Devotion" английской девушки Джесси Вэйр уже более-менее официально один из самых критически успешных релизов года. Его хвалит родная пресса: за смычку коммерческого, радиодружелюбного попа и андеграундной танцевальной электроники, которой культурные англичане гордятся со страшной силой. Его хвалят американцы: за остроумное и трепетное обыгрывание канонов R&B, тщательную работу с источниками и весомую заявку на новое слово в великом жанре. Он нравится континентальным электронным изданиям: как просто один из самых обаятельных поп-альбомов года.

И никто, кажется, не замечает, что история Джесси – это дословное повторение истории Сьюзан Бойл. На другом, более тонком уровне и без дикенсовских конрастов, но все же.

Совсем недавно Джесси была просто не очень красивая еврейская девушка из самой обычной семьи, среднего достатка, средних способностей, никаких особенных планов на жизнь не имела, к двадцати пяти годам только и решила, что, наверное, будет журналистом. Потом как-то случайно попала приглашенной вокалисткой к здорово выстрелившим бас-продюсерам SBTRKT и Joker – то есть пропела голосом похожим на среднестатистическую черную девушку-певицу пару слов, которые диджеи закрутили каруселью и обложили скачущими битами. С ней сдуру подписал конракт на альбом большой лейбл – был 2010 год, Адель и Эми Вайнхауз зарабатывали все деньги мира, в любой осанистой исполнительнице баллад видели золотую жилу.

фото
flickr.com

За плечами Вэйр не было ни долгих лет борьбы за внимание медиа, ни упорных экспериментов с новыми трендами. Все эти годы она просто смотрела MTV, слушала радио и как и Сьюзан Бойл только и хотела как-нибудь выплеснуть раздражение противоречием между собственным несовершенством и идеальной техничностью черных певиц, спокойной бесцветностью собственной жизни и нарочитой избыточной красотой чужих страстей.

Отличия между Бойл и Вэйр обнаружились лишь этой зимой: подряд вышли выдающаяся песня "Running" и не менее грандиозный ее танцевальный ремикс. Девушка из соседнего дома, воображавшая себя большой певицей, неожиданно зазвучала и впрямь как большая певица: пышно, страстно и при этом глубоко, как будто бы за этим голосом скрывается жизненный опыт и сильные сердечные переживания. Потом была песня "110%" которая этот же голос преподносила с другой стороны: легко, игриво, но одновременно не теряя глубины и сладкой меланхолии предыдущей работы. Уже летом вышли баллада "Wildest Moments" - вещь по мощи и доходчивой слезоточивости не уступающая прошлогодним боевикам упоминавшейся Адель, и запинающийся оммаж сразу всему великому средентемповому соулу прошлого "Sweet Talk".

фото
consequenceofsound.ne

Можно, конечно, в этой невесть откуда взявшейся палитре красок артистки усмотреть продюсерскую руку. Альбом действительно делают отлично подобранные и вполне компетентные люди: те вещи, что повеселей и потанцевальней аранжирует молодой хаус-продюсер Хулио Башмор, коронные для нынешней Вэйр баллады – вокалист инди-рок группы The Invisible, и только совсем уж второго ряда песни отдали штатному студийному продюсеру, занимавшемуся, впрочем, тоже не последней группой Florence and the Machine. Но все это не самостоятельные мастера, а лишь хорошая прислуга, все песни сочинялись самой Джесси, ее голос был решающим на всех этапах принятия решений.

Да, и главный аттракцион "Devotion" вовсе не аранжировки (даже у первых выходов Вэйр они были не в пример острее), а голос певицы. Похожая разом на Шадэ и Чаку Хан, молодую Уитни Хьюстон и Кристину Агилеру, Вэйр при этом никаких своих собственных неповторимых вокальных данных не имеет. Ее чистое и красивое пение обладает в худшие моменты (которых, отметим, на альбоме минут пять от силы наберется) тем специфическим снотворным эффектом, что и точно такое же чистое и красивое пение сотен девушек и женщин, учавствующих в телевизионных передачах про становление звезд. В ее песнях пока нет самой Джесси Вэйр, а есть лишь очень сильное желание быть красивой и блистательной негритянкой – показательно, что в своем первом же клипе, смешливая и, вообще говоря, самокритичная девушка четыре с половиной минуты сидит в шикарном платье на роскошном диване и без капли иронии красиво позируя поет.

фото
factmag.com

И тут большой вопрос, хотим ли мы вообще что-то знать о собственно Джесси Вэйр, нужно ли нам чтобы она обрела вообще свой собственный почерк. Сильнейшее удовольствие от "Devotion" больше всего похоже на ощущения от видеоигр: тебя вроде бы и за ручку ведут по отрисованным уровням дорогого кино, а в то же время ты вроде и сам сейчас в нем снимаешься, сам принимаешь решения. Тому, как легко и вдохновенно совсем простая девушка примеряет самые блистательные наряды и позы в популярной музыке, невозможно не сопереживать, будучи спеты ею отличные песни, кажутся еще лучше. Она выходит таким идеальным проводником в мир прекрасного, каким для миллионов людей три года назад оказалась Сюзан Бойл, как чуть раньше этим летом запевший хрупкий и прекрасный соул рэппер Фрэнк Оушен, что непонятно, нужно ли от нее еще чего-то требовать.

 

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-20%
-44%
-20%
-50%
-20%
-30%