• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вдохновение


При нынешнем развитии компьютеров и интернета, музыканты, ни на чем конкретном не играющие, – обыденное явление. При этом еще пару десятков лет назад подобная мысль казалась фантастической. LADY.TUT.BY обнаружил три записи, перевернувшие мир.

Dj Shadow – Endtroducing…, 1996 год

 

До середины 80-х использование фрагментов чужой музыки даже технически было сложным делом. Перезапись с пленки требовала наличия хотя бы минимальных навыков монтажа и недешевых магнитофонов. Чтобы звук сохранял качество, вообще необходима была профессиональная студия. Поэтому манипуляциями с магнитофонной пленкой занимались, в основном, серьезные академические композиторы, кроившие из естественных шумов экспериментальные пьесы.

 

После появления в продаже первого сэмплера – маленькой железной коробки, способной записывать и по нажатию кнопки воспроизводить фрагмент любой песни, – все резко поменялось. Чернокожие диджеи стали зацикливать белый синти-поп в механистичный, словно бы роботический фанк, другие чернокожие поверх этого стали читать рэп, потом подключились еще и чернокожие, которые таким же способом стали заводить музыку на танцах.

Ко времени дебюта белого парня Джоша Дэвиса хип-хоп уже давно стал самой кассовой музыкой своего времени. Великих альбомов, построенных на сэмплах, набралось на недели пристального вслушивания, а законодательство переписали так, что сэмплирование известных треков стало мучительнейшей процедурой. Тем не менее, именно “Endtroducing…” поставил точку в разговорах “музыкант или диджей” и “воровство или сэмплирование”: длящийся почти час альбом не содержит ни секунды авторской музыки, весь состоит из вдохновенного переключения между разъятыми на биты и синты обскурными виниловыми пластинками. Получается при этом не коллаж, не лоскутное одеяло, а совершенно отдельная текучая и живая музыка, в которой отголоски чужих мелодий искажаются и сливаются в небывалых сочетаниях по воле человека с диджейской вертушкой и сэмплером .

2 Many DJ's – As Heard on Radio Soulwax Pt. 2, 2002 год

Хип-хоп и трип-хоп приучили слушателей к мысли, что у любой песни может быть по несколько жизней: собственная и в виде вырезанного хука – яркого хода в чужой песни. Но все это были игры людей крайне техничных, имеющих серьезные артистические амбиции: рэпер, читающий поверх бита из Джеймса Брауна, не просто использует заемный грув, но и показывает уважение к кумиру и подчеркивает преемственность поколений.

В начале нулевых до упражнений с сэмплированием дорвались люди совсем простые, никаким искусством и творчеством не озабоченные, а интересующиеся все больше весельем и легкомысленными шалостями. Тогда вспыхнул и погас жанр бастард-поп: специфический метод сцепления двух, редко – более, известных песен, когда таким образом остроумно подчеркивается их какая-либо общая забавная черта. Например, когда на бит песни The Strokes идеально ложится вокал Кристины Агилеры и получается вместо двух хороших поп-песен третья, тоже очень хорошая, и заодно выясняется, что предполагаемая пропасть между двумя этими исполнителями – исключительно в голове у слушателя.

Вершина и безоговорочный шедевр этого странного жанра – альбом бельгийского рок-дуэта Soulwax As Heard on Radio Soulwax Pt. 2. Это по сути классический диджейский микс, мелко нашинкованные и пущенные в танцевальную колбасу песни десятков жанров, которые соединяет только какая-то авторская логика. Сила альбома в том, что в миксе в течение часа шинкуются не столько песни, сколько тома рок-энциклопедий и головы меломанов: золотая рок-классика звучит неотличимо от въедливой попсы, гитарные риффы работают один в один как синтезаторы в кислотном техно, Игги Поп оказывается близким родственником Бейонсе.

Почему этот дидактический, довольно одноразовый, казалось бы, прием совершенно безотказно работает на протяжении всего альбома – тоже понятно: трещат головы в том числе и самих диджеев, на ходу переучившихся из гранжеров в королей вечеринок и самих себя удивленно разглядывающих вместе со слушателями.

The Go! Team – Thunder, Lightning, Strike, 2004 год

“Thunder, Lightning, Strike” докрутил историю сэмплирования до конца – сменив изощренных битмейкеров и клубных диджеев, за дело взялись ребята из гаражных групп. Гаражных, причем, не в смысле жанра: не те ребята, которые играют шумный рок, а те, кто дальше родительского гаража без компьютера с интернетом никогда бы не выбрался.

Весь альбом точно такой, как обещает название, – молниеносный, шумный и счастливый поп, криво склеенная наивная открытка из золотых времен подростковых песен, когда громче всех визжали вокалистки девичьих групп, барабаны стучали как загнанное сердце, трубы трубили, а гитары звучали не страшно, а нежно. Англичанин Ян Партон не может похвастаться ни особой эрудицией (почти все его источники совсем уж очевидны), ни технической сноровкой (записанный, понятное дело, в стерео альбом звучит так плоско, как звучали мало какие моно-записи 60-х). Зато он идеально умеет превращать распирающую его энергию молодости в звуки, в пестрое наджанровое полотно веселья и радости. То, что все эти звуки откуда-то при этом потырены, – даже символично: все наши горести и радости тоже ведь, в сущности, где-то уже были.

Нужные услуги в нужный момент
-50%
-10%
-50%
-50%
-10%
20170619