Делай тело
Вкус жизни
Стиль
Отношения
Карьера
Звезды
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
СуперМама
Мех дня
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вдохновение


Фото автора

Побывав на Кавказе раз, ты обязательно захочешь приехать туда снова и снова. Там все другое: воздух, реки, горы, люди – все отличается какой-то кристальной чистотой, необыкновенной красотой, девственностью и свежестью. А еще на Кавказе все масштабно и величественно: если пихты – то до неба, если водопады – то огромные и шумные, если реки – то бесконечные и бурные, если трава – так выше человека, если гостеприимство – то на всю улицу!

Республика Северная Осетия – Алания занимает небольшую площадь (около 8 тыс. кв. км) в самом центре Кавказа, на стыке Европы и Азии. 15-й регион России граничит с Кабардино-Балкарией, Ставропольским краем, Чечней, Ингушетией, Грузией и Южной Осетией. На достаточно скромной по размерам территории находятся 5 горных хребтов, ведущих к вершинам Казбека.



Осетины – народ очень добродушный, гостеприимный, я бы даже сказала, толерантный. В этом есть какое-то сходство с белорусами. Например, они с пониманием относятся к переселенцам с юга – кударцам.

Всего, как рассказывают местные, было три "великих потока переселенцев" из Южной Осетии в Северную: в начале 20-х годов прошлого столетия, когда горцами населяли равнинную территорию, в начале 1990-х годов и в 2008 году – во времена грузино-осетинского конфликта.

В результате последнего военного инцидента порядка ста тысяч человек были изгнаны с обжитых мест, все они осели в Северной Осетии.

Этот регион считается одним из самых густонаселенных в России – население составляет более 700 тысяч человек, при этом более половины (56%) проживают в столице республики Владикавказе.





Крепость Владикавказ

История города Владикавказа начинается с 1784 года, когда на правом берегу Терека русскими войсками была заложена крепость, которая должна была обеспечивать безопасность движения по дороге на Тифлис. Название крепости означает "Владей Кавказом".

В советские времена город-столицу переименовали в Орджоникидзе – "в память о выдающемся деятеле Коммунистической партии и Советского государства". Однако позже историческое название вернулось.

Старая часть города очень похожа на старый Вильнюс: те же малоэтажные особняки с витиеватой лепниной конца XIX в.

Владикавказ того времени называли в шутку "городом отставных генералов", здесь осели около 75 военных чинов с высоким достатком. Основное количество особняков принадлежало именно этой категории владельцев.

С самого утра по городу разносятся сумасшедшие ароматы пряных трав и сладкой пахлавы.

Об автомобилях

Это у нас белый цвет автомобиля стал модным только сейчас, на Кавказе белые "жигули" были в почете всегда. Говорят, этот цвет предпочитают из-за жаркой погоды, а еще на белой машине не так видны грязные пятна после дождя. В целом осетины проявляют небывалый патриотизм: три четверти парка – автомобили "жигули" и "Лада Калина".

Иномарок среднего ценового диапазона практически не наблюдается: если зарубежный автомобиль – то обязательно внедорожники типа Land Rover, BMW, в "худшем" случае – Lexus-RX.

О симпатиях к белорусам

Осетины очень тепло отзываются о белорусах. "Ой, как же я люблю белорусов!" – воскликнула колоритная восточная женщина на рынке, предлагая мне помидоры "бычье сердце". Ее сосед, услыхав, что я из Беларуси, стал выбирать самые спелые абрикосы, приговаривая: "Возьми, милая, где ж ты еще таких медовых, вызревших на солнышке, поешь?"

Белорусские товары пользуются спросом и уважением. "Белорусская мебель. В рекламе не нуждается" – такая растяжка радовала глаз каждый раз, когда я проезжала по столичному проспекту Мира во Владикавказе. Еще одна картинка с натуры: на рынке на столе, заваленном нижним бельем, отдельной аккуратной кучкой лежал товар, на нем красовалась бумажка с надписью от руки: "Очень хороший трикотаж из Белоруссии". К сожалению, зафиксировать этот рекламный креатив мне не удалось – после серии терактов на городском рынке фотографировать здесь строго запрещено. И охранники, которые проверяют сумки у всех входящих на рынок, строго блюдут это правило.

О традициях

Традиции "Кавказской пленницы" живут и с успехом воплощаются в веке всеобщей компьютеризации – на Кавказе нередко и сегодня можно услышать о похищениях невесты. Так случилось и с моей сестрой-осетинкой – ее украл джигит Феликс. Правда, предварительно спросив ее об этом.

О том, что Феликс (жених) и Галина (невеста) любят друг друга и хотят жить вместе, мои родные знали. Поэтому, услышав однажды по телефону: "Я украл Галю", родители невесты шокированы не были. Но традиционно поехали домой к жениху, чтобы поинтересоваться: а что, невеста, согласна ли она? И только услышав положительный ответ, успокоились и уехали.

– И часто у вас такое происходит? – спросила я у сестры.

– Сейчас – уже повсеместно. Это стало модным и не таким затратным. Ведь при похищении жениху не надо платить калым, а невесте тратить огромные средства на многочисленные подарки родственникам. Учитывая, что в последнее время на Кавказе экономическая ситуация не совсем благополучная, большинство молодых людей предпочитают связывать себя именно такими узами брака – через похищение невесты. Все решается без шума и пыли.

О кавказских застольях

Осетинское застолье традиционно: первый тост – за "Большого Бога", второй – за Святого Георгия (Георгия Победоносца), самого почитаемого в Осетии святого, покровителя дорог и мужчин. При этом подразумевается, что все мы путники в этой жизни.

Осетинскую кухню изысканной не назовешь: аланы – народ кочевой, а значит, в пище весьма неприхотливый. "Походная" аланская кухня в основном специализировалась на мясе и мучных изделиях. Первые были представлены отварной или тушеной в казане бараниной, говядиной и птицей с острым соусом цахдон, сдобренным черемшой или чесноком. Вторые – кукурузными чуреками, лепешками и пирогами с разной начинкой: картофелем, сыром, бурачными листьями, мясом, черемшой и т.д. Каждый из пирогов имеет свое название: мясной пирог – "фыдчин", пирог с начинкой из свекольных листьев и сыра – "сахараджин", картофельный – "картофчин" и т.д. Это куда интересней, чем "осетинский пирог с…"

is.park.ru

Приглашая на праздничный стол, осетины говорят: "Приходи на три пирога". Лежащие друг на друге, они напоминают о трех важнейших категориях жизни человека: верхний пирог – Божественное начало, средний – Солнце, нижний – Земля. На поминальный стол подаются два пирога, без среднего – Солнца.

Улыбнуло:

  • Моя сестра-осетинка работает врачом на скорой помощи. Она уже привыкла к тому, что, приходя в дом по вызову, первым делом спрашивают ее фамилию и откуда она, затем больной начинает перечислять всех ее родственников, где они виделись в последний раз, и обязательно просит передать им приветы. После этого можно уже приступать к осмотру и лечению.
  • Обычное зрелище в центре города: автомобильная пробка в середине дня из-за того, что водители автомобилей у светофора узнали друг в друге старых друзей.
  • Не стоит приглашать знакомых в кафе или ресторан. В конце вечера они все равно не позволят внести финансовую лепту в оплату ужина. Отдадут последнее, будут голодать весь месяц, но заплатят за тебя. Это касается такси и маршруток.
  • Здесь можно увидеть потрясающие дома, похожие на скворечники: пытаясь улучшить жилищные условия, пристраивают лоджии, террасы, комнаты. Причем неважно, третий это этаж или пятый.
  • Спортивная одежда на Кавказе – это не стиль, а образ жизни... А любимая поза – сидеть на корточках и грызть семечки.
  • На местном рынке каждое утро можно в центре увидеть группу женщин, которые что-то эмоционально обсуждают: это не стихийный митинг, это хозяйки собрались и рассказывают друг другу последние новости.
  • По любому поводу здесь дарят только розы, не потому что это лучше всего, а потому что "Есть другие варианты?"
  • Во Владикавказе дача может находиться в черте города, и едешь ты туда не в пятницу на выходные, как везде, а в воскресенье после обеда.
  • В Осетии важно не Кто ты, а с Кем ты, или на худой конец – от Кого.

Кавказ очаровывает своим величием и благородством. Когда попадаешь в этот рай, окруженный горами, ледниками, речушками и водопадами, кажется, что попадаешь в другое измерение – лунное… Наша городская суета, страсти и страстишки кажутся мелкими и надуманными. А здесь – свобода и смысл, и ты – на пороге великих открытий и переосмысления своего жизненного пути… Сюда хочется возвращаться снова и снова. Я люблю тебя, Кавказ!

История осетинского народа впитала в себя как минимум 30 веков. Осетины – прямые потомки скифов и сарматов, которые в I веке нашей эры объединились под новым названием – аланы. Главный регион их обитания – Алания – равнины и предгорья Северного Кавказа, между верховьями Кубани и Терека. В настоящее время существуют три этнические группы осетин: иронцы, дигорцы и кударцы (по названиям ущелий).

Большинство осетин считаются приверженцами православия, проникшего к ним еще в VI-VII вв. из Византии. По мнению ученых, крещение Алании состоялось на несколько десятилетий раньше, чем Руси – в 916 году (крещение Руси – в 988 году).

Меньшая часть осетин исповедуют ислам, влияние которого проникло сюда в основном от кабардинцев в XVII-XVIII вв. Сильны в народе и языческие религиозные традиции.

Любопытно: слово "Лондон" осетины воспринимают как свое, поскольку на их родном языке оно означает – гавань, пристань. "Бонн" – это день, "Лиссабон" – восходящий день, "Дон" – вода. Подобных интригующих этнотопонимов в европейских языках насчитывается до 500. Все это – "визитные карточки" древних скифов и аланов, предков современных осетин.