• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вдохновение


Фото автора

Побывав на Кавказе раз, ты обязательно захочешь приехать туда снова и снова. Там все другое: воздух, реки, горы, люди – все отличается какой-то кристальной чистотой, необыкновенной красотой, девственностью и свежестью. А еще на Кавказе все масштабно и величественно: если пихты – то до неба, если водопады – то огромные и шумные, если реки – то бесконечные и бурные, если трава – так выше человека, если гостеприимство – то на всю улицу!

Республика Северная Осетия – Алания занимает небольшую площадь (около 8 тыс. кв. км) в самом центре Кавказа, на стыке Европы и Азии. 15-й регион России граничит с Кабардино-Балкарией, Ставропольским краем, Чечней, Ингушетией, Грузией и Южной Осетией. На достаточно скромной по размерам территории находятся 5 горных хребтов, ведущих к вершинам Казбека.



Осетины – народ очень добродушный, гостеприимный, я бы даже сказала, толерантный. В этом есть какое-то сходство с белорусами. Например, они с пониманием относятся к переселенцам с юга – кударцам.

Всего, как рассказывают местные, было три "великих потока переселенцев" из Южной Осетии в Северную: в начале 20-х годов прошлого столетия, когда горцами населяли равнинную территорию, в начале 1990-х годов и в 2008 году – во времена грузино-осетинского конфликта.

В результате последнего военного инцидента порядка ста тысяч человек были изгнаны с обжитых мест, все они осели в Северной Осетии.

Этот регион считается одним из самых густонаселенных в России – население составляет более 700 тысяч человек, при этом более половины (56%) проживают в столице республики Владикавказе.





Крепость Владикавказ

История города Владикавказа начинается с 1784 года, когда на правом берегу Терека русскими войсками была заложена крепость, которая должна была обеспечивать безопасность движения по дороге на Тифлис. Название крепости означает "Владей Кавказом".

В советские времена город-столицу переименовали в Орджоникидзе – "в память о выдающемся деятеле Коммунистической партии и Советского государства". Однако позже историческое название вернулось.

Старая часть города очень похожа на старый Вильнюс: те же малоэтажные особняки с витиеватой лепниной конца XIX в.

Владикавказ того времени называли в шутку "городом отставных генералов", здесь осели около 75 военных чинов с высоким достатком. Основное количество особняков принадлежало именно этой категории владельцев.

С самого утра по городу разносятся сумасшедшие ароматы пряных трав и сладкой пахлавы.

Об автомобилях

Это у нас белый цвет автомобиля стал модным только сейчас, на Кавказе белые "жигули" были в почете всегда. Говорят, этот цвет предпочитают из-за жаркой погоды, а еще на белой машине не так видны грязные пятна после дождя. В целом осетины проявляют небывалый патриотизм: три четверти парка – автомобили "жигули" и "Лада Калина".

Иномарок среднего ценового диапазона практически не наблюдается: если зарубежный автомобиль – то обязательно внедорожники типа Land Rover, BMW, в "худшем" случае – Lexus-RX.

О симпатиях к белорусам

Осетины очень тепло отзываются о белорусах. "Ой, как же я люблю белорусов!" – воскликнула колоритная восточная женщина на рынке, предлагая мне помидоры "бычье сердце". Ее сосед, услыхав, что я из Беларуси, стал выбирать самые спелые абрикосы, приговаривая: "Возьми, милая, где ж ты еще таких медовых, вызревших на солнышке, поешь?"

Белорусские товары пользуются спросом и уважением. "Белорусская мебель. В рекламе не нуждается" – такая растяжка радовала глаз каждый раз, когда я проезжала по столичному проспекту Мира во Владикавказе. Еще одна картинка с натуры: на рынке на столе, заваленном нижним бельем, отдельной аккуратной кучкой лежал товар, на нем красовалась бумажка с надписью от руки: "Очень хороший трикотаж из Белоруссии". К сожалению, зафиксировать этот рекламный креатив мне не удалось – после серии терактов на городском рынке фотографировать здесь строго запрещено. И охранники, которые проверяют сумки у всех входящих на рынок, строго блюдут это правило.

О традициях

Традиции "Кавказской пленницы" живут и с успехом воплощаются в веке всеобщей компьютеризации – на Кавказе нередко и сегодня можно услышать о похищениях невесты. Так случилось и с моей сестрой-осетинкой – ее украл джигит Феликс. Правда, предварительно спросив ее об этом.

О том, что Феликс (жених) и Галина (невеста) любят друг друга и хотят жить вместе, мои родные знали. Поэтому, услышав однажды по телефону: "Я украл Галю", родители невесты шокированы не были. Но традиционно поехали домой к жениху, чтобы поинтересоваться: а что, невеста, согласна ли она? И только услышав положительный ответ, успокоились и уехали.

– И часто у вас такое происходит? – спросила я у сестры.

– Сейчас – уже повсеместно. Это стало модным и не таким затратным. Ведь при похищении жениху не надо платить калым, а невесте тратить огромные средства на многочисленные подарки родственникам. Учитывая, что в последнее время на Кавказе экономическая ситуация не совсем благополучная, большинство молодых людей предпочитают связывать себя именно такими узами брака – через похищение невесты. Все решается без шума и пыли.

О кавказских застольях

Осетинское застолье традиционно: первый тост – за "Большого Бога", второй – за Святого Георгия (Георгия Победоносца), самого почитаемого в Осетии святого, покровителя дорог и мужчин. При этом подразумевается, что все мы путники в этой жизни.

Осетинскую кухню изысканной не назовешь: аланы – народ кочевой, а значит, в пище весьма неприхотливый. "Походная" аланская кухня в основном специализировалась на мясе и мучных изделиях. Первые были представлены отварной или тушеной в казане бараниной, говядиной и птицей с острым соусом цахдон, сдобренным черемшой или чесноком. Вторые – кукурузными чуреками, лепешками и пирогами с разной начинкой: картофелем, сыром, бурачными листьями, мясом, черемшой и т.д. Каждый из пирогов имеет свое название: мясной пирог – "фыдчин", пирог с начинкой из свекольных листьев и сыра – "сахараджин", картофельный – "картофчин" и т.д. Это куда интересней, чем "осетинский пирог с…"

is.park.ru

Приглашая на праздничный стол, осетины говорят: "Приходи на три пирога". Лежащие друг на друге, они напоминают о трех важнейших категориях жизни человека: верхний пирог – Божественное начало, средний – Солнце, нижний – Земля. На поминальный стол подаются два пирога, без среднего – Солнца.

Улыбнуло:

  • Моя сестра-осетинка работает врачом на скорой помощи. Она уже привыкла к тому, что, приходя в дом по вызову, первым делом спрашивают ее фамилию и откуда она, затем больной начинает перечислять всех ее родственников, где они виделись в последний раз, и обязательно просит передать им приветы. После этого можно уже приступать к осмотру и лечению.
  • Обычное зрелище в центре города: автомобильная пробка в середине дня из-за того, что водители автомобилей у светофора узнали друг в друге старых друзей.
  • Не стоит приглашать знакомых в кафе или ресторан. В конце вечера они все равно не позволят внести финансовую лепту в оплату ужина. Отдадут последнее, будут голодать весь месяц, но заплатят за тебя. Это касается такси и маршруток.
  • Здесь можно увидеть потрясающие дома, похожие на скворечники: пытаясь улучшить жилищные условия, пристраивают лоджии, террасы, комнаты. Причем неважно, третий это этаж или пятый.
  • Спортивная одежда на Кавказе – это не стиль, а образ жизни... А любимая поза – сидеть на корточках и грызть семечки.
  • На местном рынке каждое утро можно в центре увидеть группу женщин, которые что-то эмоционально обсуждают: это не стихийный митинг, это хозяйки собрались и рассказывают друг другу последние новости.
  • По любому поводу здесь дарят только розы, не потому что это лучше всего, а потому что "Есть другие варианты?"
  • Во Владикавказе дача может находиться в черте города, и едешь ты туда не в пятницу на выходные, как везде, а в воскресенье после обеда.
  • В Осетии важно не Кто ты, а с Кем ты, или на худой конец – от Кого.

Кавказ очаровывает своим величием и благородством. Когда попадаешь в этот рай, окруженный горами, ледниками, речушками и водопадами, кажется, что попадаешь в другое измерение – лунное… Наша городская суета, страсти и страстишки кажутся мелкими и надуманными. А здесь – свобода и смысл, и ты – на пороге великих открытий и переосмысления своего жизненного пути… Сюда хочется возвращаться снова и снова. Я люблю тебя, Кавказ!

История осетинского народа впитала в себя как минимум 30 веков. Осетины – прямые потомки скифов и сарматов, которые в I веке нашей эры объединились под новым названием – аланы. Главный регион их обитания – Алания – равнины и предгорья Северного Кавказа, между верховьями Кубани и Терека. В настоящее время существуют три этнические группы осетин: иронцы, дигорцы и кударцы (по названиям ущелий).

Большинство осетин считаются приверженцами православия, проникшего к ним еще в VI-VII вв. из Византии. По мнению ученых, крещение Алании состоялось на несколько десятилетий раньше, чем Руси – в 916 году (крещение Руси – в 988 году).

Меньшая часть осетин исповедуют ислам, влияние которого проникло сюда в основном от кабардинцев в XVII-XVIII вв. Сильны в народе и языческие религиозные традиции.

Любопытно: слово "Лондон" осетины воспринимают как свое, поскольку на их родном языке оно означает – гавань, пристань. "Бонн" – это день, "Лиссабон" – восходящий день, "Дон" – вода. Подобных интригующих этнотопонимов в европейских языках насчитывается до 500. Все это – "визитные карточки" древних скифов и аланов, предков современных осетин.

Нужные услуги в нужный момент
-50%
-50%
-50%
-50%
-10%
-25%
-10%
-27%
-30%
-30%
0058444