Делай тело
Вкус жизни
Стиль
Отношения
Карьера
Звезды
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
СуперМама
Мех дня
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вдохновение


фото

Jens Lekman – “Night Falls Over Kortedala”

Появление Интернета – большой замочной скважины по сути – должно было, по идее, углубить детализацию чужих жизней в песнях. Раньше если артист сам не скажет, что за девушка у него на уме, мы вряд ли как про нее узнаем. А теперь надо только поиск в социальных сетях не лениться использовать и про человека все будет видно как на ладони.

На практике поп-музыки подробно, вдумчиво разбирающихся в событиях жизни исполнителей стало, кажется, даже меньше, чем было. Чего ради стараться и перерабатывать свой опыт во что-то зыбкое и вообще чересчур легкомысленное, если можно сразу в социальных сетях про все написать? Была, допустим, у музыканта Джона Кейла песня, где он в деталях убивал человека, с которым ему жена изменила. Очень важная была песня, с нее примерно панк-рок начался. А сейчас бы это был просто пост в фейсбуке и загадочный “человек” вел бы на страницу конкретного Кевина Айерса (тоже хороший музыкант).

Редчайший и с огромным отрывом лучший современный образец высказывания в этом жанре – пятилетней давности альбом шведа Йенса Лекмана “Night Falls Over Kortedala”. Кортедала – это вполне реальный район города Гетебурга, Лекман там довольно долго жил и писал про него в своем блоге, что хуже места на свете нет. По альбому этого совсем не скажешь.

“Night Falls Over Kortedala” – это двеннадцать обстоятельных, с деталями и именами, историй про всевозможные романтические переживания в жизни человека семнадцати – двадцати пяти где-то лет. Подвох один – все эти имена и детали, кажется, либо выдуманы, либо страшно перевраны, либо отобраны таким образом, чтобы казались перевранными.

фото
favim.com

Вот история про то, как Лекман притворялся парнем девушки-лесбиянки, чтобы не расстраивать ее отца из “A Postcard To Nina”. Йенс, кажется, все-таки к девушке не только дружеские чувства испытывает, слишком уж он скорбно о ее увлечении женщинами рассказывает. Отец, судя по всему, видит в нем первого в жизни подходящего для дочери парня – и Йенс вроде как ему тоже сердце разбивает и в отличии от заглавной Нины очень этим мучается. За хитросплетением интриг только после спохватываешься, что песня просто передразнивает фильм “Знакомство с родителями”.

На этом зазоре между правдой и правдивостью работает и музыка Лекмана. За исключением гитары и ударных все звуки в альбоме откуда-то аккуратно подрезаны, потому скромный, записанный в маленькой провинциальной студии альбом звучит как широкоформатный полистилистичный поп из небывалого прошлого. Сладкие скрипки, медь и то и дело подключающийся хор напоминают о поп-музыке до рок-н-ролльного периода. Их тут же, в одной песне, сменяют сольные проигрыши из тихого английского рока 1980-х, вместо которых включается потом какое-то нарочито детское диско. Связывающие все вместе пасторальные гитары и мягкие мелодии отсылают к классическому альбому упомянутого Джона Кейла “Paris, 1919” – кабы тот знал, что можно рассказывать о семейной драме под такой аккомпанемент, может, и не было бы никакого панка.

Жанры и стили прошлого кружатся в калейдоскопе не просто так, не из пустого бахвальства эрудита, они как истории – каждая со своим оттенком грусти или счастья, и когда Лекману нужно в песне изобразить собственные слезы, он включает отрывок из какой-то эстрадной слезовыжималки со словами “если бы я и заплакал, то вот так”.

Свой творческий метод Лекман в альбоме сам и проговаривает, позволим себе его просто процитировать: “Я видел по телевизору передачу про мальчика, у которого домашним животным была свинья, потому что его маму как-то покусала собака. Это не имеет отношения вообще ни к чему, я просто нервничаю, когда говорю с тобой, и думаю весь день только, как мы будем целоваться”.

фото
favim.com

Песни Лекмана сообщают вполне конкретные, понятные эмоции, которых, однако, при всем желании на альбом не хватило, а если бы хватило – послушайте, а кто не нервничает в начале отношений, кто не хочет весь день целоваться? Нашел чем удивить. Поэтому он этими эмоциями оснащает нарочито случайные, просто всплывшие в голове на секунду уже кем-то использованные истории.

Так, недостижимая по какой-то причине девушка на пять минут становится лесбиянкой, ее отец Робертом Де Ниро, а сам Лекман – Беном Стиллером. Симпатичная парикмахерша, которой Лекман объясняет стрижку по своей фотографии в паспорте, под влиянием мелькающих в телевизоре новостей делается беженкой из Ирака, содержащей нелегальный салон красоты в своей квартире. За каждой историей стоят живые люди и правдивые чувства, однако, сколько ни гугли, больше сказанного ты про них не узнаешь. Эта гибкость, вдохновенность лжи (и, хм, правдивость), смысловая акробатика, свойственная скорее большой литературе, чем поп-песням, делают “Night Falls Over Kortedala” беспримерным переживанием и золотым стандартом – именно так, и только так должны звучать и сочиняться современные альбомы про отношения.