Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вдохновение


Nile Rodgers Presents – "The Chic Organization"

Как и у всякой волны, приносящей большие деньги, золотой фонд диско – отдельные хиты от музыкантов, которые ни до, ни после себя никак не проявляли. Людей, которые бы записывали популярные песни регулярно, были единицы, а самым главным был Нил Роджерс. Еще подростком он подрабатывал гитаристом в мюзик-холлах и на телевидении, в начале семидесятых в составе нескольких фанк-групп безуспешно пытался записать хит и пробиться в штат большого лейбла.

Когда начался диско-бум, Роджерс плюнул на условности и переделал свою тогдашнюю группу на фасонистый, гедонистский лад, в духе его любимых английских глэм-рокеров. Получившаяся группа Chic следующие пять лет без остановки выпускала самые сочные и изящные танцевальные хиты в истории. Когда Роджерсу разрешили на свой вкус выбрать для продюсирования любую группу из каталога лейбла Atlantic, он быстро сделал из никому не известной девичьей группы Sister Sledge суперзвезд с двумя десятками превосходных песен в репертуаре.

Два года назад изданный четырехдисковой сборник лучших вещей Роджерса "The Chic Organization" изящно все вершины его карьеры суммирует. Туда отобраны не коротенькие сингл-версии песен, а длинные, которые ставили в клубах – вышло натурально четыре часа сладкой и горячей поп-музыки, с выдающимися мелодиями и безупречными инструментальными партиями всех до одного музыкантов.

Larry Levan – "Live at Paradise Garage"

Диско было первым большим коммерчески успешным направлением музыки, которое не нуждалось в физических носителях. Диско-треки выпускали на пластинках, и многие становились большими хитами, но вообще они предназначались не слушателям, а диджеям – только на танцполе эта музыка жила в полную силу, никакие домашние системы ей не подходили.

Диджей Ларри Левайн был одной из главных звезд эпохи диско: клуб "Paradise Garage", в котором он ставил пластинки десять лет, стал прообразом сотен тысяч дискотек и клубов – мест, куда люди приходят специально, чтобы потанцевать; миксы Левайна той поры стали хрестоматийными.

"Live at Paradise Garage" как раз такой микс – почти полтора часа диско-хиты и малоизвестные шедевры плавно перетекают друг в друга, убойные плясовые молотилки сменяются томным расслабленным соулом, и так по кругу, много раз. Микс Левайн сводил точно так же, как сводил треки во время живых выступлений – сложные вязи густого баса и звенящих гитар разрываются внутри пестрыми калейдоскопами, вместе с потом из тебя словно бы выжимают все плохие мысли и неприятные чувства. Чистое волшебство, короче говоря.

Michel Esteban – "Mutant Disco"

Как, опять же, всегда случается с популярными явлениями, после волны людей с улицы к диско подключились люди искусства и практически интеллектуалы. Особых денег они заработать не хотели, просто обаяние стиля оказалось так сильно, что люди не могли устоять.

Нью-Йоркский лейбл ZE Records – детище английского аристократа и успешного французского художника – занимался именно такими людьми. Их отчетный сборник "Mutant Disco" представляет в буквальном смысле страшно увлекательный перечень мутаций, которые с этой вроде бы совсем простой музыкой могли случиться. Тут и судорожный, эпилептический танцевальный панк, и звонкое французское электро, и карнавалистское карибское танго, и черт знает что еще. Вся музыка на сборнике при этом остается легкой и зовущей в пляс, умные люди, дорвавшиеся до прикладного жанра, не ломают его и не коверкают, а делают его умней, тоньше и разнообразней.

I-F – "Mixed Up In The Hague Vol. 1"

Диско было сугубо американским жанром, результатом слияния сразу нескольких направлений черной поп-музыки, поэтому все дочерние стили оказались на него мало похожи.

"Mixed Up In The Hague Vol. 1" – это один из первых (хоть и очень запоздалых – сборник вышел в 1999 году) и по сей день лучший гимн европейскому диско. Обязанный больше итальянскому продюсеру Джорджи Мородеру, чем американским родоначальникам, жанр был почти полностью завязан на электронном звучании, роботических ритмах и пропущенных через вокодер будто бы бурундучьих голосах. В возрожденном виде эта музыка оказалась предвестником техно-бума 90-х, только была веселей, мелодичней и на танцполе стремилась не выбить из людей дух, а смягчить, очаровать и всячески доставить удовольствие. "Mixed Up In The Hague Vol. 1" – это состояние восторженного отрыва под механическую музыку воображаемых итальянских дискотек прошлого крайне достоверно передает.

DFA – "Compilation #2"

Нью-Йоркский лейбл DFA десять лет назад придумал вот что: все упомянутые способы делать диско он сложил и стал таким образом мастерить звук молодым музыкантам. "Compilation #2" не содержит ни одного из хитов лейбла, ни "House Of Jealous Lovers" диско-панков The Rapture, ни "Losing My Edge" обладателей Грэмми LCD Soundsystem, ни "Blind" апостолов гей-диско Hercules and Love Affair, однако же с манерами лейбла знакомит лучше всего.

Песни на сборнике неизменно холодно звучат – из прежде считавшихся дешевыми и неудобными, а теперь уже винтажных синтезаторов и секвенсоров выжимают столько стильности и уверенной крутизны, сколько создатели итало-диско даже и в мечтах не представляли. Глубокий фанковый бас имени Нила Роджерса физически приятно слушать, он неизменно красив и выдержан, он зовет танцевать с той же невозмутимостью и неумолимостью, с какой не звал никого со времен первых дискотек. Музыка эксцентрична, песни клонит то в шумовые импровизации, то в азиатскую дикость, и в то же время она предельно дружелюбна к слушателю, наполнена отличными мелодиями и поп-хуками.

Да что говорить: практика показывает, что если молодой музыкант заявляет, что любит диско – обычно он имеет в виду именно диско в исполнении DFA.

 

 

Нужные услуги в нужный момент