Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вдохновение


фотоchaskor.ru

Скандинавская внешность: тонкие губы, светлые волосы, обветренное лицо, морщины, почти улыбка - солнечный луч на тёмном озере, покрытом метровым слоем льда. Сам он закрыт ничуть не меньше.

Он не даёт интервью, не принимает писем, не интересуется переводами своих книг. Он - набор фактов, найденных на задней стороне обложек его книг: был преподавателем сценического искусства, танцором классического балета, фехтовальщиком, моряком, его жена - танцовщица из Африки, три месяца жил в Бразилии, пишет только от руки, занимается восточной философией, пропадает на десять лет, весь доход от последней книги передал в фонд помощи женщинам из стран третьего мира…

Считаю, что книги следует читать сердцем. Книги - это впечатления. Глубинный смысл книги не обязательно может быть сформулирован в словах после прочтения. Глубинный смысл для меня - это то состояние, тот подъем, тот свет и те проблески радости, которые и трагические, и серьёзные книги оставляют в моём организме. Я это для себя называю позитивным хаосом”.

Говорят, любой писатель всю жизнь пишет и переписывает только одну книгу. У Питера Хёга это книга о внутренней Скандинавии, о глубинной свободе в каждом человеке, которую не в силах подавить ни одна система.

Самая известная его книга, бешено, невообразимо успешная, это “Смилла и её чувство снега”. Формально - детектив. Маленькая независимая женщина гренландских корней принимается расследовать смерть мальчика, который был её другом. По сути - ироничная философия одиночества, свободы и бескрайних просторов Гренландии, которые становятся мистическим символом этой самой свободы. Книга, в которой несколько десятков разных описаний снега и льда и приблизительно столько же - примеров ядовитых ответов на все случаи жизни.

Мне больше нравится снег и лёд, чем любовь, - говорит Смилла. - Мне легче интересоваться математикой, чем любить своих ближних. Но у меня есть надёжная опора в этой жизни, нечто незыблемое. Я всегда - по меньшей мере одним пальцем - чувствую Абсолютное Пространство.”

Философия одиночества и свободы, складно рассказанная ядовитыми словами, становится здесь блестящим фантиком, в который завёрнут не леденец романтической любви, а прозрачная холодная сосулька поиска истины. В детстве сосульки казались нам куда слаще леденцов.

А в этой книге умирает ребёнок.

Если “Смилла...” - книга о пространстве, то “Условно пригодные” - книга о времени. Малолетние дети, почти отбросы общества, оказываются в привилегированной школе, где над ними ставят эксперимент - смогут ли они стать "нормальными". Они - условно пригодные к жизни в обществе, и условие это - в том, что они станут такими, как все: никакими. Они - песчинки в часовом механизме: то ли раздробятся на атомы, то ли остановят часы.

Очень много снега и один-единственный на всю книгу, отчаянный, заледеневшими, обветренными губами, поцелуй.

фотоliya-r-g-b.livejournal.com

Если я когда-нибудь попаду в Копенгаген, мне не будет никакого дела до расхожих достопримечательностей; если мне и захочется куда-нибудь прогуляться, то это будет “Белое сечение”, Эстергаде, Обсерватория, мост Книппельсбро и прочие места, по которым проходили герои Хёга.

“Тишина” может рассматриваться как мужская версия “Смиллы...” - главный герой ходит иногда теми же улицами. У него не чувство снега, а чувство звука - он слышит всё, люди звучат для него симфониями Баха, он по интерференции колокольного звона в телефонной трубке может определить, откуда ему звонили, он слышит, как человек краснеет, слышит, как идут часы во внутреннем кармане пиджака. Он тоже ищет ребёнка, но, понятное дело, не мальчика, а девочку, и он тоже ищет себя.

“Ночь - это не время суток, это не какая-то определённая интенсивность света, ночь - это звук. Он слышит, как засыпают дети, как засыпают собаки, как останавливаются механизмы, как падает нагрузка в электрических сетях, как уменьшается потребление воды. Город звучал как единый организм. Городу пришлось рано вставать, и теперь он устал…”

Кто-то в этой книге чувствует вторичность, но мне кажется, что это Хёг настойчиво пытается повторить то, что считает для себя важным, продолжает писать свою единственную книгу. Конструкция текста постоянно держит в тонусе, как и в “Смилле...”, события разорваны по времени - хочется составить себе календарь этих “год назад”, “месяц назад”, “десять лет назад”, хочется найти и послушать все эти симфонии до-минор и ре-мажор, которые встречаются на каждой странице, хочется отмечать крестиками улицы и административные здания Копенгагена, чтобы знать, по какому маршруту проводить себе литературную экскурсию.

В этой книге больше мистики и больше боевика, многое описано со сценарной кинематографичностью, ясными, безупречными предложениями, много местоимений и глаголов, мало прилагательных, в каждой главе - фирменные, странные сравнения - чтобы закрыть глаза и выдохнуть.

Всё те же темы - дети, границы свободы и насилия, смерть и способы её встретить, жизнь и поводы её прожить. И любовь по-прежнему не романтический леденец, а поиск истины внутри себя.

Любовь словно представление - ведь на него уже продано двадцать четыре тысячи билетов, на мне лежит ответственность перед зрителями. А зрители - это все те части меня и её, которые хотят быть вместе, это не только наши внутренние принц и принцесса, это также внутренние калеки, лилипуты, упрямые и непослушные дети. Они затаили дыхание и ждут, потому что знают, что это представление не может остаться недоигранным”.

И мне так симпатичен этот немного кинематографичный главный герой - клоун с невероятным слухом и великолепной мышечной балансировкой, рефлексирующий супермен в поисках пропавшей девочки и в постоянной молитве - которая, как он сам говорит, - тоже баланс души.

Баланс и молитва дополняют друг друга. В результате мышечного и духовного напряжения должна возникнуть какая-то точка безграничного спокойствия. В этой точке встречаешься с самим собой”.

И снег - как символ света правды.

фотоprograms-shoping.ru

“Уметь находить радость. Уметь удивляться. Уметь находиться внутри”.

Питер Хёг

Понравилась статья? Пусть и другие порадуются – жми на кнопку любимой соцсети и делись интересными новостями с друзьями! А мы напоминаем, что будем счастливы видеть тебя в наших группах, где каждый день публикуем не только полезное, но и смешное. Присоединяйся: мы Вконтакте, сети Facebook и Twitter.