Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общее


Как сегодня живут белорусские актёры, чем зарабатывают и в чём видят проблемы для развития театральной культуры в нашей стране – об этом мы поговорили с актёром Национального академического театра имени Янки Купалы Артёмом Бородичем.

– Выражение «служить театру» довольно пафосное. Но я слышал, что боги разговаривают с людьми через театр, через актёров, режиссёров. Поэтому, если работаешь от чистого сердца, отдаёшь душу делу, наверное, всё-таки служишь...

Сцены

– Первое время, как только театр закрыли на реставрацию, и нам пришлось привыкать к новым сценам, было очень сложно. Почему говорят, что театр – это второй дом? Важно, чтобы было место, куда актёр может прийти перед спектаклем, настроиться. Гримёрный столик, как говорится, алтарь. А так ты приходишь в незнакомое здание, с другой энергетикой. Когда ты работаешь на одной сцене, ты уже автоматически на неё настраиваешься: на зал, на уровень звука и так далее. А когда ты приходишь на разные площадки – приходится заново привыкать. Со временем привыкли. Было нормальным, что в гримёрке переодевается 7-10 человек, и стоит всего 3-4 стула.

Как думаете, после ремонта энергетика в театре поменяется?

– Несомненно. Как говорят старые актёры нашего театра, «дух улетучился». С другой стороны, у нас, поколения, которое работает сейчас, есть возможность наполнить стены духом нового… обновлённого Купаловского театра.

Нехватка хороших режиссёров и денег

– Белорусским актёрам сейчас сложно. Во-первых, из-за недостатка разнообразия режиссёров. Достойных режиссёров в Беларуси очень мало. Хотелось бы, конечно, поработать и с другими режиссёрами: из России, Украины, Литвы… С талантливым человеком, который бы смог, возможно, где-то по-новому, а где-то по-своему обучить, расширить твой актёрский диапазон. Потому что каждый режиссёр может открыть тебя как артиста по-другому, увидеть какие-то иные грани твоего таланта.

Во-вторых, финансы. Актёрам безумно мало платят. Конечно, проблема существует везде: и у врачей, и у педагогов. Но я сейчас говорю конкретно за свой «клан». Чтобы не быть голословным, могу сказать, что зарплата актёра Купаловского театра при полной занятости в среднем колеблется от 3 до 4 миллионов. При этом есть актрисы, у которых 3-4 детей, молодые семьи, которые не могут ни кредита нормального взять, ни квартиру построить... Из-за этого многие актёры вообще театр покидают. Кто в кино, кто в бизнес – куда угодно. В те сферы, которые обеспечивают им достойное существование.

– Так как же актёры всё-таки выживают?

Благодаря кино. Сейчас в Беларуси снимается много российских фильмов и сериалов, за счёт которых мы можем существовать, а в театр ходить «для души».

Была недавно встреча купаловских актёров с директором киностудии «Беларусьфильм» Олегом Сильвановичем. И был задан вопрос о том, что в основном наших профессиональных актёров используют на второстепенных ролях. На что Сильванович ответил, что сейчас будут запускаться шесть или семь новых белорусских проектов. А в них будут заняты, в большинстве случаев, белорусские актёры. Ведь у нас действительно очень много талантливых актёров. Что ж, дай Бог.

– А конкретно Вы как выкручиваетесь?

– У нас стали появляться частные продакшны, которые приглашают на съёмки. Конкретно сейчас я снимаюсь в проекте «Ради тебя» – это 4-серийный фильм от российских режиссёров.

Сейчас я сотрудничаю с питерской кинокомпанией «Панорама», которая пригласила меня на съёмку в небольшом сериале. Для развития взаимоотношений, я считаю, это очень хорошо. И буквально пару дней назад подтвердились съёмки продолжения сериала «Белые волки». Как сказал когда-то Леонардо ди Каприо: «Мне однажды чертовски повезло». Вот и мне повезло, возможно, на так сильно, как Лео, но... Набирали главных героев для сериала: трое ребят из России и трое наших белорусов. Всего вышло 14 серий, в России сериал набрал рейтинги, выделили денег на второй сезон, и вот будет сниматься продолжение в прекрасном городе Киеве.

Благо наш художественный руководитель старается (и выполняет свои обещания) отпускать актёров на съёмки. Даже если репетицию приходится отменить. Потому что все прекрасно понимают ситуацию и непосредственно с нами, купаловскими актёрами, идут на компромисс. В общем, возможности заработать есть.

Близкая роль

– У меня в жизни вышло так, что, играя некоторые роли, то ли на тот момент времени, то ли по истечению каких-то обстоятельств, часть меня всегда соответствовала герою. Некоторые роли меня учили: при разработке персонажа, ты стараешься рассмотреть его со всех сторон и при этом ты себя, как человека, тоже рассматриваешь. Поэтому все роли близки, просто каждая по-своему.

– А любимые спектакли есть?

У меня три любимых: «Ноч на Каляды», «Людзі на балоце», «Самотны Захад». В этих работах есть прекрасные партнёры, есть зал, который смеётся и плачет вместе с тобой. Сами спектакли являются чем-то целостным, и ты себя ощущаешь частью этого целостного.

Один спектакль по цене четырёх

– Странно выходит: билеты в кино бывают по 50 000, а в театр – по 40 000…

– Сейчас как раз эта проблема будет решаться. Насколько я слышал – это неточная информация – собираются повышать статус театра. И билеты будут стоить не менее 150 000.

– Не потеряет ли театр посетителей?

– Это задача театра – сделать так, чтобы спектакли были такого уровня, чтобы белорусам было не жалко отдавать эти деньги.

– Т.е. сейчас уровень не тот?

– Нет, дело не в этом. Дело в людях, которые периодически ходят в театр и которые привыкли отдавать именно 40 000. Т.е. ситуация выходит такая: если раньше за 150 000 можно было сходить четыре раза в театр, то теперь это лишь один. С другой стороны, вырастет уровень. Но важно, чтобы это не переросло в «Ну, ща отдам три листа и малую в театр свожу». Вообще очень сложно сейчас говорить о том, что будет. Но я склонен верить, что люди так же с удовольствием будут ходить к нам в театр, несмотря на цену билетов.