Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
{statistic}
реклама
реклама

Общее


Белорусский народный театр батлейка является одним из древнейших видов белорусского искусства, который начал развиваться в XVI века. Название "батлейка" происходит от города Вифлием (от Betleem - польское название города Вифлеема), где, согласно библейскому сказанию, родился Иисус Христос. Про связь происхождения батлейки с библейской темой свидетельствуют каноничные сюжеты постановки "Царь Ирод". Другие варианты названия этого древнего театра - вертеп, батлеемка, остмейка или жлоб.

Репертуар батлеек можно было разделить на 2 жанра: "высокий" - религиозная тематика и "низкий" - сатиричные сценки из народной жизни. В связи с этими особенностями корпуса батлеек также строились по несколько разным типам. И каждое место батлеечного ящика имело свой особый символизм: с левой стороны верхнего яруса обычно находился "рай", с правой стороны нижнего яруса - "ад".

Оформлению батлейки придавалось большое значение. С давних времен сохранились ее типичные особенности. Батлейка украшалась цветной бумагой, геометрическими фигурками из соломы, бумаги, резьбой, вышивкой. Сама батлейка изготавливалась из фанеры толщиной около 3мм и деревянных реек (2,5х2,5 или 3,0х3,0мм).

На верхнем ярусе двухъярусной батлейки показывались библейские сюжеты, часто связанные с Рождеством. Поэтому украшение этого яруса было богатым с элементами церковной атрибутики. На задних стенках размещались иконы, звезды, кресты и композиции библейской тематики. В центре находилась высокая, обклеенная золотой бумагой, арка, в глубине которой был алтарь. По бокам были две меньшие арки, которые служили для входа и выхода кукол. Потолок был усыпан звездами из цветного стекла. Нижний ярус оформлялся как дворец Ирода – в нем проходили бытовые сцены. В центре размещался трон Ирода.

Белорусская батлейка конца XIX-начала XX веков имела семейные традиции. В состав хора входили и дети и взрослые. В постановках принимал участие небольшой музыкальный ансамбль, который зачастую также состоял из членов семьи батлеечников. Использовались обычно скрипка, цимбалы, дудка, бубен, гармонь.

Обычно труппа батлеечников приезжала в центр города, местечка, села и размещалась в людном месте. После кто-нибудь звал батлейку к себе домой. Батлейку ставили на стол, зажигали свечки, музыканты играли, кукловоды доставали кукол и размещали их в батлейке. Когда все было готово, спектакль начинался.

Для мещан хождение с батлейкой было любительским занятием, и также средством дополнительного заработка.

Вообще, представления батлейки можно поделить на 3 вида:

  • библейско-мистериальные – сцены из библейской истории;
  • шутки и комедийные сценки – в них находили отпечаток политические и общественные события. В них герои говорили от своего имени, чаще это имело вид монолога и раскрывало смешные стороны актеров;
  • сценки-диалоги – это бытовые зарисовки, иногда с социальной направленностью.

Что касается кукол, то они также были разных видов. На территории Беларуси наибольшее распространение получили куклы на твердом стержне. Стержень и тело куклы обычно изготавливались из мягких пород дерева, набивались ватой, тряпьем или бумагой. Размеры кукол обычно были в среднем 23-27см. Но встречались размеры и до 35см. Обычно такими делались отрицательные персонажи.

Традиции батлеечного театра используются и сегодня в профессиональном сценическом и декоративно-прикладном искусстве, в постановках кукольных театров. Да и само батлеечное искусство обретает новую жизнь во все большем количестве новых батлеечных театров.