Делай тело
Вкус жизни
Отношения
Стиль
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Общее


Пещера, сено, ангелы, Мария и Иосиф, пастухи, Вифлеемская звезда и младенец Иисус… каждый хоть единожды, но видел эту рождественскую сцену, изображённую куклами…

В начале X века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. А вот сцена Рождества Христова присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя: Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы.

Тогда и родилась традиция устраивать в католических храмах рождественские вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера и размещать их в домах.

Слово "вертеп" в переводе с латинского означает "ясли, кормушка для скота". В Древней Руси этим словом именовали «пещеру». В христианском восприятии этот термин получил обобщенное значение как место Рождества Христова.

Вообще слово «вертеп» имеет несколько значений: это и воспроизведение сцены Рождества средствами искусства, и народный украинский кукольный театр, в котором играют сцены на библейские сюжеты, и большой ящик, разделённый на два этажа, в котором размещён кукольный театр.

На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театр был известен с XVI века. Именно Украина подарила России такую уникальную традицию. В свою же очередь на Украину она пришла из польской традиции. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы.

Польский или малорусский вертеп представляет собою небольшой деревянный ящик или домик, в два яруса: в верхнем представляется серьезная часть "действия" (духовная), а в нижнем - интермедия. Рукой бойкого хожалого (называемого вертепщиком), скрытого позади, невидимо для зрителей приводятся в движение куклы и фигуры, за которых вертепщик сам говорит, сообразно роли изменяя голос. Вместе с вертепом находится обыкновенно "звезда". Прологом к вертепному представлению служит пение колядок и "кантычек", исполняемое носителями вертепа и звезды. Вертеп нередко сопровождает доморощенный оркестр, в большинстве случаев состоящий из скрипки и бубна.

Обычное содержание вертепной драмы таково: царь Ирод узнал от волхвов, что родился Христос, претендент на его престол. Желая избавиться от опасного соперника, он вызывает воина и приказывает ему избить в Вифлееме всех младенцев «от двух лет и ниже». Воин выполняет приказ, но «одна старая баба Рахиль не даёт своего дитенка бити». Рассвирепевший Ирод повелевает убить младенца Рахили. За злодеяния Ирод платится жизнью: Смерть отрубает ему голову, а черти тащат его труп в ад. После гибели Ирода с пением, плясками, поздравительными «виршами» появляются один за другим на сцене цыган, еврей, еврейка, москаль, венгерец, дед, баба, ксёндз (в польском вертепе), пономарь (в украинском).

Серьезность содержания вертепного действия не мешала проникать в него народному юмору. В лице Ирода, воинов, избивающих младенцев, пастухов, пришедших поклониться Христу, нередко воплощались типы чисто местного характера.

Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий.

В течение года рождественские театрики-ящики, вместе с комплектами кукол хранились где-нибудь на чердаке или в сарае. Ходили с ними с 25 декабря в течение Святочной недели, а иногда и до самого Великого поста, но после Святочной недели духовную часть показывать запрещалось, оставалась только светская.