• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общее


Пещера, сено, ангелы, Мария и Иосиф, пастухи, Вифлеемская звезда и младенец Иисус… каждый хоть единожды, но видел эту рождественскую сцену, изображённую куклами…

В начале X века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. А вот сцена Рождества Христова присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя: Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы.

Тогда и родилась традиция устраивать в католических храмах рождественские вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера и размещать их в домах.

Слово "вертеп" в переводе с латинского означает "ясли, кормушка для скота". В Древней Руси этим словом именовали «пещеру». В христианском восприятии этот термин получил обобщенное значение как место Рождества Христова.

Вообще слово «вертеп» имеет несколько значений: это и воспроизведение сцены Рождества средствами искусства, и народный украинский кукольный театр, в котором играют сцены на библейские сюжеты, и большой ящик, разделённый на два этажа, в котором размещён кукольный театр.

На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театр был известен с XVI века. Именно Украина подарила России такую уникальную традицию. В свою же очередь на Украину она пришла из польской традиции. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы.

Польский или малорусский вертеп представляет собою небольшой деревянный ящик или домик, в два яруса: в верхнем представляется серьезная часть "действия" (духовная), а в нижнем - интермедия. Рукой бойкого хожалого (называемого вертепщиком), скрытого позади, невидимо для зрителей приводятся в движение куклы и фигуры, за которых вертепщик сам говорит, сообразно роли изменяя голос. Вместе с вертепом находится обыкновенно "звезда". Прологом к вертепному представлению служит пение колядок и "кантычек", исполняемое носителями вертепа и звезды. Вертеп нередко сопровождает доморощенный оркестр, в большинстве случаев состоящий из скрипки и бубна.

Обычное содержание вертепной драмы таково: царь Ирод узнал от волхвов, что родился Христос, претендент на его престол. Желая избавиться от опасного соперника, он вызывает воина и приказывает ему избить в Вифлееме всех младенцев «от двух лет и ниже». Воин выполняет приказ, но «одна старая баба Рахиль не даёт своего дитенка бити». Рассвирепевший Ирод повелевает убить младенца Рахили. За злодеяния Ирод платится жизнью: Смерть отрубает ему голову, а черти тащат его труп в ад. После гибели Ирода с пением, плясками, поздравительными «виршами» появляются один за другим на сцене цыган, еврей, еврейка, москаль, венгерец, дед, баба, ксёндз (в польском вертепе), пономарь (в украинском).

Серьезность содержания вертепного действия не мешала проникать в него народному юмору. В лице Ирода, воинов, избивающих младенцев, пастухов, пришедших поклониться Христу, нередко воплощались типы чисто местного характера.

Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий.

В течение года рождественские театрики-ящики, вместе с комплектами кукол хранились где-нибудь на чердаке или в сарае. Ходили с ними с 25 декабря в течение Святочной недели, а иногда и до самого Великого поста, но после Святочной недели духовную часть показывать запрещалось, оставалась только светская.

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-20%
-20%
-20%
-50%
-30%
-15%
-30%
-20%
20170626