Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Общее


Православные христиане отмечают Рождество 7 января. Одной из праздничных традиций стало проведение так называемых Колядок. Сегодня если некоторые и помнят, что это за обряд, наверное, уж точно не знают, по какому сценарию он проводится.

Слово «Коляды» произошло от римского «календы» – первые дни каждого месяца. Только белорусы сделали коляды не началом каждого месяца, а началом года.

7 января – первый день Коляд. Молодые, да и взрослые люди собирались, чтобы подготовиться к празднику: изготавливали звезду, надевали костюмы и репетировали колядные песни.

Звезду, которая чаще всего была склеена из бумаги, прикрепляли к палке, чтобы можно было держать «светило» над головой. Для пущего эффекта к звезде приделывали маленький фонарик со свечой, чтобы казалось, будто она сверкает в ночи.

Сколько бы человек не было в компании, главных колядных персонажей было шестеро. Дед – предводитель всей «колядующей банды». Если Деда играл молодой парень, то он обязательно надевал специальную льняную бороду. Дед вел Козу – человека в маске козы и в вывернутом наизнанку тулупе. Также обязательно в такой компании были Цыган, Музыка, Кабета и Мехоноша, который нес мешок с подарками и угощениями, полученными от людей. Мехоноша – это, можно сказать, важная должность, вторая по важности после Деда.

Колядующие ходили от избы к избе, и каждый раз в дверь очередной хаты стучался парень, которого об этом просил сам Дед. Обычно Дед выбирал самого бойкого разговорчивого парнишку. Тот разговаривал с хозяевами.

– Iду ад пана нашага. Iдучы пытаю, што сказацi маю свайму пану Году, што носiць бароду, шыроку, як лапату, сiву i касмату. Цi шырокi лавы, каб нам паляжацi? Цi добра гаспадыня, каб нас частавацi? – говорил юноша.

Хозяин дома обычно спрашивал, откуда колядующие пожаловали к нему.

– Мы людзi непростыя, з далекага краю, хлопцы ўсе сталыя, з-пад самага раю. Iдзем кругом света, аж ад пана Лета. Мы к лету iдзем, Казу вядзем i радасць нясем.

И хозяин приглашал гостей в дом. Если же в компании колядующих народу было много, то все дальнейшие действия разворачивались прямо на улице.

Колядующие пели. И каждая их песенка была посвящена кому-нибудь одному из семьи хозяина. Само собой, первая песня посвящалась самому хозяину.

Ой, добры вечар, пане гаспадару!..
Надзень шубку, выйдзi на вулку,
Стань, паслухай, што ў небе гудзе,
Што ў небе гудзе, прачыстая iдзе,
Прачыстая iдзе, тры радасцi нясе:
Першая радасць – у тваiм доме,
Другая радасць – у тваёй аборы,
Трэцяя радасць – у чыстым полi.
У тваiм доме – дробныя дзеткi,
У тваей аборы – валы, каровы,
У чыстым полi – буйна жыта…

Далее колядующие пели его жене:

У пана Iвана – вумная жана…
Закупiла яна да тры гарады:
Первы горад – усе з панамi,
Другi горад – усе з казакамi,
Трэцi горад – усе з мужыкамi.
Што з панамi – дай панавацi,
Што з казакамi – ваявацi,
Што з мужыкамi – поле пахацi…
 

Если в семье были холостые мужчины, то им пели песни, в которых обязательно желали найти хорошую жену.

Цераз горачку – тры сцежачкi,
Iшлi туды тры дзевачкi:
Адна iшла ў золаце,
Другая – ў аксамiце,
Трэцяя – у розуме.
Што ў золаце, то Васiлькова,
Што ў аксамiце, то Максiмкава,
Што ў розуме, то Янечкiна.
Я золата хоць прыпазычу,
Аксамiту хоць прыкуплю,
А розуму анi ўцяць, анi ўзяць.

Девушка и девочкам, естественно желали быть красивыми, такими, чтобы, когда парни на них смотрели, глаз отвести не могли.

Ой, красна, красна калiна ў лузе,
Святы вечар! (Повторяется после каждой строки.)
А красней таго Маар’я ў таткi,
Па двару хадзiла – двор красiла.
У сенi ўвайшла – сенi заззялi,
А ў хатку ўвайшла – хатка свяцiцца,
А да цэрквы ўвайшла, як зара ўзайшла.
Там паны стаялi, шапкi знiмалi,
Шапкi знiмалi, усе пыталi:
- Цi ты царэўна, цi каралеўна?
- Я не царэўна, не каралеўна,
Дзям’янава дачка, красна панначка.

Но песнями представление не завершалось. Как только замолкали звуки последней песенки, колядующие разыгрывали сценку. Коза, которая, кстати, является символом плодородия, пускалась в пляс. А в это время все затягивали новую песню:

Ой, ну-ну, каза,
Ой, ну-ну, шэра!
Дзе каза ходзiць,
Там жыта родзiць,
Дзе каза хвастом,
Там жыта кустом,
Дзе каза рогам,
Там жыта стогам.

Внезапно Коза падала. Якобы умирала. Все охали, вздыхали, а хозяева должны были приводить Козу в чувства с помощью угощений и подарков, которые Мехоноша бережно клал в свой большой мешок.

Когда мешок наполнялся, Мехоноша обращался к Козе, и та должна была ожить. Она вновь мотала рогами и говорила хозяевам:

Будзь ваша здароў,
Як рыжык бароў!
Май торбу грошы,
Жывi ў раскошы!
Май ўсяго даволi
А бяды нiколi!
Стары год канчаем,
Новы зачынаем:
З ранняю вясною,
З буйнаю травою,
З збожжам каласiстым,
З зярном ядранiстым
Ды з прыятным летам,
I з грашом пры гэтым,
I з восенню яснай,
I з долечкай шчаснай!

Весна неслучайно упоминается в этих колядных песнях. Когда-то новый год наши предки встречали в начале весны, а не зимой.

Хорошо, если хозяева были зажиточными и могли отблагодарить колядующих как следует. В избах, где хозяева богатством не славились, колядующим говорили: «Iдзiце, хлопчыкi, з Богам, няма нам вас чым падарыцi». Колядующие и за это благодарили и уходили.

Когда уже в деревне «заканчивались» дворы, компания колядующих шла домой к кому-нибудь и праздновала, угощаясь тем, что было в мешке у Мехоноши. Что оставалось после праздника, то делили и забирали себе.