Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Общее


Антонина Зиновенко

Споров вокруг обряда купания в проруби на Крещение много. Кто-то видит в этом способ смыть грехи и очиститься, кто-то утверждает, что традиция эта языческая и никакого отношения к религии не имеет...

Фото: www.zavet.ru

В этом году неожиданно заактивничали мои знакомые, мол, давай окунаться на Крещение. С чего такой бум, конкретно мне не совсем ясно. Некоторые-то и о церкви только понаслышке знают. Неужели стремление погрузиться в прорубь продиктовано исключительно модой на здоровый образ жизни? Мотивируют все приблизительно одним и тем же: «грехи смоешь». Мало того, некоторые уверенно рассказывают, что «бесы начинают организм покидать примерно после седьмого окунания». Вот оно как.

Совсем запутал меня друг из России, давно изучающий тему крещенского купания, который твёрдо заявил, что всё это языческий обряд и не более. Приведу его доводы:

«Во-первых, крещенское купание – вещь для Русской Православной Церкви совсем не традиционная. Купания в бытность Древней Руси проводились на Святки, и традиция эта была связана с пониманием иной жизни, потусторонней. Смысл сводился к тому, что на Святки духи предков вселялись в тела живых и таким образом передавали знания и опыт, позволяли предсказать будущее, однако отнимали при этом жизненные силы. У русичей вода всегда считалась самой очистительной силой (на втором месте огонь), которая служила своеобразным мостом между жизнью земной и потусторонней. Поэтому купание на Святки было способом освободиться от занявшей твоё тело чужой души и отправить её в мир иной.

Во-вторых, купание противоречит Евангелию, в котором написано, что нельзя искушать Господа Бога. Вспомним историю, когда дьявол искушал Христа спрыгнуть с крыши храма, мол, ангелы тебя подхватят и не дадут разбиться. На что Христос ответил, что рисковать жизнью и здоровьем нужно для высшей цели, а не для подтверждения чудесных способностей Создателя.

В-третьих, крещение – это единожды проводимый ритуал. Нельзя совершить его несколько раз. Это идёт вразрез с христианским символом веры. Купание же само по себе также воспринимается многими как своеобразное очищение от грехов, мол, покупаюсь в проруби – все грехи смою. При этом люди не отдают отчета, что очищение от грехов, по канонам РПЦ, происходит в таинстве покаяния, но никак не купания. Святая вода носит характер святыни, ей храмы окропляют, иконы, людей. Над святой водой молятся о приЧАЩАющихся (от слова ЧАША) и носит смысл «благоговейно пьющих», а не от приЧИЩАющихся (ЧИСТЫХ). Люди не понимают, что пить и купаться – это разные вещи. Купаться в святыне – не выглядит ли богохульством»?

Чтобы окончательно разобраться в ситуации, я отправилась в Свято-Духов кафедральный собор.

Евгений Громыко, священник Свято-Духова кафедрального собора, настоятель храма Святого пророка Иоанна Крестителя в музее «Дудутки»:

«Наконт этымалогіі слова «прычашчацца», я лічу, што ўсё ж яно паходзіць ад слова «частка», чалавек становіцца часткай Бога. Мы прымаем частку цела Хрыста ў прычасці. Гісторыя ж пра д’ябла і Хрыста мае рацыю. Бо калі мароз, калі чалавек увогуле не падрыхтаваны і лезе ў сцюдзёную ваду – ён проста можа захварэць, напрыклад, на запаленне лёгкіх. І я ведаю такія выпадкі.

Вера ў тое, што пасля акунання ў ваду чалавек змые грахі, – гэта паганства. Грахі нельга змыць вадой, грахі змываюцца пакаяннем. Калі чалавек моліцца, калі чалавек не проста ходзіць у царкву, а сваім жыццём даказвае, што ён каіцца. Пакаянне па-грэцку «метанія» – перамена.

Адзначаць свята Хрышчэння Гасподняга акунаннем у проруб – гэта народная традыцыя. У царкоўных канонах на гэты конт нічога не сказана. Можа быць, гэта і саступленне паганству. Я гэтага не выключаю. Успомнім Грэцыю. Мы ж праваслаўе з Грэцыі ўзялі, але я ніколі не чуў, каб там людзі акуналіся. Там і цёпла, і мора побач. Але традыцыі такой няма. Таму, яна нейкая мясцовая і усё ж нешта паганскае ў ёй ёсць. Сам я ніколі ў проруб не лазіў і не лічу гэта для сябе неабходным. Каму хочацца – хай той купаецца, гэта кожны вырашае за сябе сам.

На жаль, шмат людзей проста не разумеюць свята. Яны прыходзяць у царкву таму, што ўсе прыходзяць. А калі ў іх запытацца, яны не ведаюць самых элементарных рэчаў: хто такі Хрыстос, навошта ён прыйшоў, чаму вада асвячаецца. Вось і адбываецца, што стаяць людзі ў натоўпе гадзінамі на марозе, каб набраць літр святой вады, а дзеля чаго стаяць – не ведаюць.

Галоўнае – не трэба забываць, што канкрэтна мы святкуем. А святкуем мы пачатак пропаведзі Хрыста. Хрыстос прыйшоў у свет дзеля таго, каб абвясціць Ісціну, каб расказаць людзям таямніцы Царства Божага. Вось гэта самае галоўнае, што мы павінны ўспомніць у гэты дзень.

Хрыстос прыйшоў на раку Іардан да Іаана Хрысціцеля і паказаў прыклад усім людзям. Бо людзі ішлі да Іаана, каб пахрысціцца, яны каяліся ў сваіх грахах, і ўсе грахі заставаліся ў вадзе Іардана. Прыйшоўшы, Хрыстос узяў з вады ўсе чалавечыя грахі на сябе. Бог асвяціў ваду сваёй прысутнасцю. Вось што значыць святая вада. І на ўспамін гэтага мы асвячаем ваду, п’ём яе, як вялікую святыню. Вада – гэта толькі сімвал благадаці Божай, і не трэба рабіць з яе культ».