• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общее


Сельский туризм, ещё 2-3 года назад бывший диковинкой, постепенно завоёвывает признание белорусов. Это касается и свадебного рынка, хотя пока ещё относительно немного молодожёнов рискуют, выбившись из рутинной городской колеи, отправиться за приключениями и сюрпризами (не дай Бог, неприятными!) в глубинку.

Как правило, в сельских усадьбах проводят последний день свадьбы, только для самых близких, или же для самых молодых и энергичных из более многочисленных городских гостей. Чаще всего, без тамады, чьё назойливое остроумие к этому моменту многим уже успевает поднадоесть. Ну и, наверное, ощущается ещё некоторое недоверие к деревенскому «формату», ведь городской ресторан как-то привычнее, ближе к ЗАГСу, да и не нужно ничего объяснять самым недогадливым из приглашённых на торжество. Но с другой стороны, - может, рискнуть и вообще оставить самых «тормознутых» и недоверчивых в городе, разбираться с их комплексами? Ведь, в принципе, можно пригласить и регистратора ЗАГСа, и тамаду прямо в усадьбу, а если молодожёны намерены венчаться – то и съездить в близлежащий сельский храм – останутся незабываемые, хотя и “не-гламурные”, впечатления. Да и обойдётся “деревенское” торжество значительно дешевле, чем услуги продвинутых городских рестораторов. Так что и 2-3 дневная “полноформатная” свадьба в сельском стиле – далеко не самый худший вариант. Особенно, если архитектура и интерьер усадьбы располагают к погружению в “альтернативную реальность”, а обрядность тщательно продумана и соответствует вековым национальным традициям.

Конечно, воспроизвести весь аутентичный многодневный свадебный ритуал, занимавший в общей сложности несколько недель, во всех подробностях – нереально при нынешнем ритме жизни и резко изменившихся правилах поведения. Но даже и 2-3-часовая программа, если доверить её настоящим профессионалам, может в сконцентрированном виде передать смысл ключевых моментов традиционной свадьбы, и тем самым – приобщить молодых к культуре многих поколений предков, как бы заручиться их символическим благословением. Что из традиционной обрядности сохранить, а что опустить – решать вам самим.

Конечно, встретить молодых в усадьбе обязательно нужно по-старинному, с ручником, чаркой и хлебом-солью, с рацэяй – торжественно-шутливой приветственной речью, формат которой белорусские крестьяне некогда заимстовали у горделивой шляхты, славившейся шумными сеймиками и банкетами. Кстати, вы ведь не стыдитесь беларускай мовы? Но сегодня трудно всерьёз представить, например, пасад – когда-то бывший центральным обрядом свадьбы, её кульминационным моментом. Чтобы подтвердить свою чэснасць (невинность) и получить окончательное благословение обеих семей, невеста должна была торжественно усестся – как на трон! - на дзяжу (обычно накрытую кажухом) – ту самую, в которой замешивали тесто для каравая. Если невеста отказывалась, то это навлекало позор на неё и родителей, и вся свадьба продолжалась уже по “крайне грустному” варианту, под презрительные ухмылки и язвительные перешёптывания - но и обманом садиться на посад нячэснай решались очень немногие, ведь считалось, что от Бога скрыть обман не удастся, и созданную таким образом семью ждут тяжёлые испытания – недород, болезни, ссоры… уж лучше сразу честно признаться. Сегодняшние представления о добрачной жизни не способствуют сохранению этого обряда…. Впрочем, если Вы уверены в себе – почему бы и нет? Или торжественное выпекание каравая, предшествовашее самой свадьбе, сопровождавшееся многими обрядовыми действиям и специальными каравайными песнями – тоже не вписывается в современный ритм жизни. А вот уже дзяльба караваю – как раз отлично подойдёт как завершающее действо и осовремененного обряда. Специальные песни как нельзя лучше подчёркивают торжественность выноса каравая, приглашая взамен на ломоть освящённого веками пирога одарить молодых. Самое время гостям раскошелиться. Или же «столбовой обряд», исполнявшийся старшим родственником невесты, который, стоя у печи, хлопал булками и пел песню-молитву святым Кузьме и Демьяну – в православной традиции, опекунам свадьбы, - тоже легко воспроизводится в современных условиях.

Если молодые не боятся нелепых «современных» условностей, то почему бы не переодеть их, тайком от гостей, в народные костюмы? Тогда будет смотреться органично и обряд завязывания невесте н?міткі - один из самых трогательных моментов традиционной свадьбы, также сопровождаемый соответствующими песнями. Свитый из полотна длиной до 4 метров, этот необычный для современного глаза головной убор по-своему повязывали в каждом регионе Беларуси. Носили намитку только замужние женщины. Вообще, о символике каждого предмета, без которых когда-то нельзя было представить настоящую свадьбу, можно написать отдельную книгу: пояс, ручнік, куфар… Некоторые из них сегодня вновь доступны на рынке, ведь интерес к традиционной культуре просыпается. Ручники обойдутся в 250-400 тысяч, пояс в 80-250, намитка до 400 тыс. И ведь вясельны ручнік или куфар в самом деле могу стать бесценной семейной реликвией и даже перейти по наследству детям. Приобрести их можно, например, в центре традиционной культуры «Скарбница». Но если эти расходы Вами не запланированы, можно воспользоваться этими предметами просто как «театральным инвентарём», заказав услуги профессионалов.
 

За подлинность исполняемых песен можно не волноваться, если она гарантирована этнофолк группой “Гуда”. “Гуда” как раз подготовила к изданию альбом “Вяселле”, в котором будут представлены самые разнообразные песни, от каравайных до вялічальных, сопровождающие все основные этапы традиционной свадьбы — от заручын до перазоваў. Как надеется солистка и лидер “Гуды” Виктория Михно, диск пригодится тем, кто захочет самостоятельно “озвучить” свою свадьбу в этническом стиле – а число таких людей постепенно растёт.

Не забудем и о традиционных народных танцах, которые десятилетиями, если не веками, украшали традиционную свадьбу: полька, краковяк, падеспань, ойра… старый добрый вальс, в конце концов. Даже если вы не слышали некоторых названий, и боитесь показаться неуклюжим – не беда. Если исполнитель не просто артист-«небожитель», отделённый от пассивного зрителя помостом сцены, а доброжелательный наставник-партнёр – то вы освоите все эти нехитрые па, под звуки дуды (волынки), за 3-5 минут. Все ведь когда-то начинали, и даже ваши первоначальные ошибки скорее оживят общую атмосферу праздника, - на то ведь и называется свадьба по-белорусски: Вяселле! Зато потом с гордостью будете рассказывать всем знакомым: «А я умею танцевать краковяк!». А комплекс неполноценности лучше оставить в городе, с его крысиными бегами.
 

Усадьба «Марцiнова Гусь», выдержанная в канонах шляхетской деревянной архитектуры 19 в., накопила немалый опыт в организации таких торжеств. Эта усадьба, крытая крайне редкой в наше время гонтой, на берегу живописного озера, популярного у рыболовов, сочетает в себе черты шляхетского фольварка и традиционной корчмы. Попробуйте начать Вашу совместную жизнь в атмосфере 19 века – не пожалеете! К Вашим услугам – 5 комфортабельных комнат, из них 2 с отдельными санузлами, и просторный «корчемный» зал, который может принять до 40 человек, а также баня. Владелец усадьбы, доктор исторических наук Алесь Белый – автор многих книг, посвящённых истории белорусской кухни. Так что если Вы захотите выделиться из безликой городской толпы и провести Вашу свадьбу по вековым канонам – сардэчна запрашаем у «Марцiнову Гусь»!

Алесь Белый, PhD (докт. ист. наук) и Людмила Белая

Реконструкция истории и традиционной культуры литвинов
 

Мoб. тeл. (+ 375 29) 613 7085, 339 4755

E-mail: a.biely68@gmail.com

Web: www.radzima.org/lucynka/

Усадьба «Марцiнова Гусь», дер. Малая Люцинка, Воложинский р-н
 

Проезд из Минска: после указателя 40 км трассы М7 (Е28) поворот направо на Ивенец (в туннель под трассой, направо, сразу налево, прямо до дер. Падневичи (10 км), там направо на Першаи, ещё 8 км до Малой Люцинки, всё время асфальт

Проезд из Гродно (Вильнюса): поворот с трассы М7 (Е28) на Першаи, за костёлом – направо, через 800 м – налево на Падневичи, ещё 6 км до Малой Люцинки, всё время асфальт


Нужные услуги в нужный момент
-30%
-20%
-10%
-35%
-40%
-20%
-70%
0056673