Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Общее


Благодарим сервер Тверской областной библиотеки
им. А.М. Горького
за предоставленные материалы.

Как и всюду, свадьба начиналась со знакомства парня и девушки. Для этого устраивались сборные посиделки. Они организовывались в каждой деревне. Девушки на три дня нанимали избу, приглашали девушек и парней из других деревень. Сами они стояли около печи или дверей, а парней сажали на скамейки и спрашивали, с кем из девушек они желают провести вечер. Парню приводили понравившуюся ему девушку и они весь вечер вместе сидели или танцевали. На посиделках договаривались о женитьбе. Парень делал предложение девушке, предварительно посоветовавшись со своими родителями, и договаривался с ней когда присылать сватов. Если парень был не уверен, что девушка на самом деле выйдет за него замуж, он просил, чтобы она дала ему «заклад»: шерстяной платок, золотое кольцо. Если парень посылал сватов и ему отказывали, то заклад оставался у него, и он потом пропивал его вместе с товарищами.

Иногда на посиделках парень делал предложение девушке, она давала согласие. И на следующий день собирала одежду и вместе с женихом уходила в его дом. Такая женитьба называлась «женился украдкой». «Женились украдкой» и по настоянию родителей. В этом случае свадьба "уходом" родственникам жениха и невесты давала возможность избежать лишних и непосильных свадебных расходов.

Вторым этапом свадебного обряда было сватовство.
В отдельных семьях отец единолично решал вопрос, кого призвать в качестве сватов и кому послать сватов, а в некоторых семьях эти вопросы решались на семейном совете и с участием сына. Прежде чем послать сватов, подбирали такую семью, которая по материальному положению соответствовала бы семье жениха. При этом учитывается и то, сколько братьев у жениха, какая доля ему достанется, если они будут делиться.

Свата (svuatto) выбирали или из родственников, или из самых хороших знакомых, который мог хорошо рассказать о женихе, о его положительных качествах и материальном положении. Родители невесты интересовались: сколько у родителей жениха земли, сколько скота, какая постройка, сколько братьев и сестер. Карельская поговорка гласила, что лучше иметь девять братьев, чем одну незамужнюю сестру. Сваты (svuatat) обязаны были договориться относительно приданого. Кроме одежды и денег, в приданое давали корову, а иногда и овечку. Как правило, свататься ходили жених и сват, а иногда и отец жениха.

Сватов всегда принимали любезно, сажали в передний угол над иконами, угощали чаем и водкой. Вместе с ними садились за стол мать и отец невесты. Девушка, обычно по прибытии сватов, куда-нибудь скрывалась из избы - в клеть, в горницу, к соседям, иногда в подполье. Проведя некоторое время в переговорах с родителями девушки, сваты начинали требовать, чтобы им показали невесту. Ее приводил кто-нибудь из ее родственников или соседка. И она должна была во время чаепития разливать им чай. Это было одним из способов испытания. Считалось «признаком нехозяйственности», если девушка при этом расплещет чай.
Во время угощения в дом заходили девушки, подруги невесты. Они стояли около двери и величали невесту и жениха князем и княгиней. За это жених давал девушкам денег на семечки. Если не давал, что было очень редко, тогда девушки пели:

«Сваты, сваты сказали что богаты,
а они не богаты, обуты в березовые
сапоги, опоясаны лыком».

Прежде чем сваты уезжали домой, родители девушки договаривались с ними, когда они приедут смотреть дом жениха.
В заранее согласованное время родители невесты вместе с родственниками, иногда и невеста отправлялись к жениху. Осмотру подвергались дом, домашнее имущество и даже хозяйственные постройки, скот. Жених и его родня старались, естественно, показать товар лицом.
Закончив осмотр хозяйства жениха, стороны приступали к деловым переговорам: согласовывался вопрос о приданом, о дарах со стороны невесты, решался вопрос о «деньгах за голову» (piaraha), которые сторона невесты требовала с жениха. "Деньги за голову" рассматривались как плата родителям невесты за то, что они вырастили и воспитали ее.

Далее происходил обряд скрепления брачного договора, который обычно состоял из следующих действий: богомолья, собственно рукобитья, угощения и одаривания.
Перед свадьбой невеста обходила родных, близких. Устраивалась «девичья баня» с расплетанием косы. После бани обычно устраивалось угощение для невесты и ее подруг. Невеста предлагала угощенье подругам, приговаривая : «Ешьте, милые подруженьки, последний ужин со мной».

Начиналась подготовка в венчанию.

Утром к дому невесты подъезжали дружки. Выходил отец невесты и приглашал их в дом, наливал им вина и пива. В это время мать и прибывшие родственники начинали расчесывать волосы у невесты. После этого брат невесты помогал ей обуться. Невеста плакала и причитала: «Куда вы меня одеваете, торопите к золотым венцам?»
Когда невеста была одета к венцу, мать благословляла ее хлебом-солью, а отец -иконой. Невеста начинала молиться, плакать и причитала:

Вы мои дорогие и
милые,
Несравненные
кормилицы,
Не прошу у вас я
ни золота, ни серебра,
Прошу у вас
благословения
на счастье.
Благословите меня
в последний раз
Перед золотым венцом.
Мне очень тяжело
расставаться
Со своим родным
домом.


Карелка-невеста
(конец XIX - начало XX в)

Подружки брали невесту за руки и обходили с ней вокруг стола, дружки шли впереди, потом выходили на улицу, усаживали невесту в сани и ехали в церковь.
Предварительно жених договаривался со священником о времени венчания и об этом сообщал родным невесты. К этому времени ее привозили в церковь, где ее уже ждал жених. Жених с невестой становились на специально разосланный кусок материи, венчание происходило так же, как и в настоящее время. За службу священник и дьякон получали по полотенцу и кусок материи, на котором стояли жених и невеста.

После этого свадебная процессия ехала на лошадях, запряженных в сани, в дом невесты. С какой бы стороны они ни подъезжали к деревне, нужно было проехать через ворота, которые находились у околицы. Ребята загораживали их, не пропускали свадебную процессию, требовали деньги и водку за невесту. Жених расплачивался с ними. После этого заграждения снимались, и свадебная процессия ехала к дому. Лошадей не распрягали.

Дружки и гости входили в дом. Дружки плеткой крестили двери сеней и избы. Все садились за столы. Непременным угощением являлось пиво, водка, на закуску подавали селедку, пироги, грибы соленые, а иногда и мясо. Через некоторое время в избу пускали всех любопытных. Гости за столом сидели долго, вели разговоры, а посторонние наблюдали за ними.
Затем гости начинали собираться домой и приглашали всю родню невесты поехать в дом жениха. Невесту одевали. Отец и мать с иконой и ковригой хлеба благословляли молодых. Затем они садились в саночки и ехали к жениху. Их там встречали его мать с иконой и отец с лукошком зерна, которым он осыпал молодых. По мнению родителей, чем больше пристанет зерен к жениху и невесте, тем счастливее они будут. В некоторых деревнях, когда жених и невеста выходили из саночек, мать жениха расстилала им под ноги шубу шерстью вверх, чтобы молодые жили богато. Потом гостей угощали.

После пиршества отец и мать жениха опять благословляли жениха и невесту и отправляли их спать в клеть. На другой день утром, когда молодые просыпались, в клеть входила мать жениха и бросала на пол горшок. Молодые собирали черепки. Потом шли в избу и садились на лавку. На колене невесте сажали маленькую девочку, она ей дарила поясок. Один из родственников жениха, чаще брат, бросал на пол деньги. Невеста подметала пол, собирала деньги и тому, кто их бросил, дарила носовой платок. Днем жених и невеста носили ушатом воду, а кто-нибудь пытался опрокинуть ушат, вылить воду. Невеста опять откупалась платком.
На другой день мать и отец вместе с молодыми отправлялись в гости к родителям невесты. Там они гостили две дня.

После свадьбы невеста становилась снохой. И.Митропольский так описал положение снохи: «Вся семья, за исключением мужа, смотрит на сноху не как на близкую родственницу, а как на безответную рабу. Невестка - это семейная жертва! Она обязана всем служить и каждого почитать, но взамен ни от кого, кроме мужа, не встретит и тени сочувствия».
Все тяжелые работы лежали на снохе. Постоянные упреки свекра, брань свекрови, насмешки золовок, неприязненное отношение одной снохи к другой и вдобавок постоянный труд - таким был удел молодых женщин в первые годы замужества.
Жестокость обращения со снохой в некоторых семьях доходила до того, что сноха, работающая до упаду, не получала от свекра и свекрови, ни белья, ни обуви, никакой другой одежды, а должна была до самой смерти стариков одеваться в собственное платье из приданого. И все это делалось исключительного, из чисто варварского отношения карел, их взгляда на ничтожное значение женщины.

Молодица терпела такое положение до тех пор, пока ее муж не заслужит право голоса в семейной администрации. Иногда муж, видя жестокость своей семьи к жене, требовал раздела и начинал жить своим домом.

В карельской семье занятия мужа и жены резко разграничивались. Тяжелые работы (пахота, кошение сена, уборка хлебов, молотьба и тому подобное ) составляли обязанность мужа. Трудился он в основном летом. Зимой, если у него не было никакого ремесла, он занимался только приготовлением дров, лучины, строевого леса. В основном он отдыхал и карелки такое состояние мужа определили так: идюув киугуалла - солодеет на печи. Жены-карелки сушили и гребли сено, жали, заготавливали ягоды и грибы, готовили пищу, обшивали семью, ткали и вышивали и занимались уборкой дома.