Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Общее


Белорусская свадьба! Как правило, ее ассоциируют с весельем, размахом и щедростью. Традиционно, все свадебное торжество в Беларуси делилось на три части: предсвадебная ("запыты", сватовство, помолвка), свадебная (венчание и свадьба) и послесвадебная ("медовый месяц").

Время свадьбы строго определялось церковными канонами. Свадьбу нельзя было проводить во время постов и в период так называемых «крывавых вечароў» с 7 по 21 января, когда игрались только «волчьи свадьбы». Наиболее подходящим для свадь считался период после уборки хлебов и от Крещения до Масленицы во время «маладзіка» и полнолуния.

В день свадьбы хлопот хватало и у невесты и у жениха. Друзья молодого украшали повозки. Первая из них была самой красочной. В ней ехал жених. Дугу украшали хвоей, а сверху прикрепляли разноцветные ленточки. Ленты были белые (символ целомудрия и невинности) и красные (символ перехода, перерождения, нового статуса).

Самым главным украшением считались колокольчики. Посередине висел большой, а по краям поменьше. Праздничный перезвон колокольчиков извещал жителей окрестных деревень об очередном праздничном событии, а кроме того, уничтожал любые чародейства и очищал путь от всякой скверни.

Когда в доме жениха все было готово к отъезду, родители ставили в центре дома стол, затем накрывали его белой льняной скатертью, клали хлеб-соль, ставили ведро с водой и зажигали громничную свечу. Отец брал домотканое полотенце, перевязывал им руки сына, трижды обводил его вокруг стола и вел к порогу. Затем давал ему в руки небольшую икону с изображением Христа, а мать, держа в руках громничную свечу и домашнюю икону, благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а "грамнiцу" сват брал с собой, чтобы обезопасить свадебный кортеж в пути. Он также брал с собой деньги, водку, конфеты, печение, мед, пояса, которые понадобятся для выкупа невесты.

Кроме молодого и свата, в состав дружины входили: крестная мать, "паджанiшнiк" (родной брат или лучший дуг), еще две, три повозки с молодежью и музыкантами.

А тем временем "сябрына" молодой готовилась встречать гостей. Родные невесты готовили праздничный стол, а подружки наряжали главную героиню торжества. Интересно, что невесту наряжали в доме, который выбирался по определенным параметрам. Во-первых, дом должен был находиться на стороне дома родителей, так как невесту нельзя было переводить через улицу. Кроме того, жених со своей свитой должны были проехать мимо дома невесты. Категорически запрещалось наряжать невесту в доме вдовы или вдовца, разведенных, или где умирали дети, или был пожар. Лучше всего было, когда в доме жила дружная, счастливая и богатая семья.

Невесту собирали ее подружки. Они заплетали молодой косу, обували красивые красные сапожки, окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту самотканым красным поясом. В последнюю очередь надевали фату (вэлюм). Фата состояла из трех частей. Одна часть фаты закрывала длинную косу. Другая часть - тонкая короткая вуаль - опускалась через лоб на глаза и лицо невесты. Поверх этой части крепили венок, который мог быть как из живых цветов, так и из искусственных. Искусственные цветы делали из ленты и бумаги и крепили на картонный обруч. Для плетения венка из живых цветов использовались мята, рута, калина, барвинок. По форме и цветовой гамме веночка можно было судить о социальном положении невесты. Обязательно в венке присутствовала рута - символ девичьей невинности. Если невеста была сиротой, то в венок вплетали зеленый листок мяты. Венок имела право надеть только та невеста, которая сохранила невинность.

Наиболее эмоциональным и интересным моментом свадьбы был выкуп невесты. Одной стороне (жениху и его друзьям) нужно было побольше выторговать за необычный "товар" (невесту), другой (подружкам невесты, ее старшей сестре или брату) - сбить цену до минимума. Каждая из сторон могла прибегнуть к "запретным" приемам: попытаться унизить соперника, задеть за живое, уличить в скупости и прижимистости.

Существовало две разновидности выкупа. Более древним является тот вариант, когда дружина жениха выкупала невесту у ее старшей сестры. Позднее "торговаться" доводилось с ее родным братом.

Когда обе стороны оказывались удовлетворенными "сделкой", жених брал невесту за руку и вел в ее родной дом. Там родня невесты уже ждала гостей. Друзья молодого рассаживалась за столом вдоль стены от улицы, а родные невесты - вдоль стены от двора. Старший сват давал команду налить по чарке и произносил тост. После непродолжительного угощения начинали готовиться к отправлению в храм.

На Минщине отец опоясывал свою дочку специальным полотенцем, трижды по солнцу обводил ее вокруг стола и вел к порогу, возле которого уже стоял жених. Затем отец и мать брали по буханке хлеба, заворачивали их в красные концы полотенца, которым отец только что выполнил ритуальное действие. Одной рукой родители держали хлеб, а другой приподнимали полотенце в виде подковы. Молодые проходили через врата бессмертия, обязательно пригнув головы, т.е. поклонившись порогу, где в древности хоронили предков.

Жених со своей дружиной садился в одну повозку, невеста - во вторую. Кортеж должен был состоять из семи повозок, так как символика семерки лежит в основе функционирования семьи и рода. Как только молодые рассаживались, отец невесты брал иконку и, держа в руках две зажженные свечи, обходил вокруг свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала повозки зерном. Так они "замыкали" участников венчания в магический круг, чтобы по пути туда и обратно никто не мог навредить молодым. Родителям молодых категорически запрещалось присутствовать на венчании в храме. Тем самым они могли разрушить магический круг, который перед отправлением в храм возвели вокруг своих детей.

В храме молодых ставили не на голый пол, а на специально припасенное для этого полотенце. Но прежде чем расстелить полотенце на пол клали красный пояс, а на то место, где будут стоять молодые, необходимо было положить два медных пятака. После венчания все эти атрибуты забирали с собой. Оставлять их в храме нельзя, их необходимо сохранить у себя всю жизнь. После окончания свадьбы родители молодых собирали в эти полотенца металлические основания двух цветков, ложки, фужеры которыми пользовались молодые, перевязывали "восьмеркой" красной лентой, а сверху перевязывали поясом, на котором стояли молодые. Делалось это для того, чтобы молодая семья прожила долгую совместную и счастливую жизнь. Для того, чтобы отблагодарить храм, сваты брали с собой еще одно полотенце.

Во время регистрации брака и во время венчания невеста должна находится слева от жениха. Сватам необходимо повязывать полотенца: мужчинам - узлом под правую руку, женщинам - под левую. Аналогичным образом повязывают ленты и свидетелям молодых. В мифопоэтической модели мира белорусов верх является мужским началом, низ - женским. Соответственно разделена и горизонтальная ось пространства: правая сторона - зона несущая мужское начало, левая - женское.

Современные старые обычаи

Подготовка к свадьбе и сама свадьба были наполнены бесконечным множеством примет и суеверий. Так, были случаи, когда сваты возвращались домой, если им дорогу перебегала черная кошка или заяц. А если конь начинал бить копытом, то в этот день даже не думали отправляться со двора.

Некоторые традиции и приметы сохранились и до наших дней. Вот некоторые из них:

По обычаям многих стран, идя к алтарю, невеста должна надеть что-то старое, что-то новое, что-то голубое и взятое в долг. Под старым подразумевается какой-нибудь подарок от матери (такой подарок символизирует мир и мудрость в замужестве). Новое - это и так понятно. Голубое - это означат любовь, скромность и верность. Взятое в долг - эту вещь берут у замужней женщины счастливой в браке с благословлением на хорошую семейную жизнь.

традиция переносить невесту через порогТрадиция вносить невесту на руках в дом. Наши предки считали, что злые духи охотятся на невесту, и жених нес свою любимую на руках, чтобы на нее не навели порчу.

Традиция посыпать зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами молодых супругов, только вышедших из ЗАГСа. Это делается, для того, чтобы союз был прочный, плодовитый, богатый и сладкий.

Традиция покрывать голову невесты фатой. Фатой покрывают голову и лицо невесты, дабы уберечь ее от сглаза и порчи. Также этот элемент наряда - символ непорочности, чистоты и невинности.

Традиция встречать молодых на пороге дома с караваем. Это делают, чтобы узнать, кто будет главой в молодой семье. Все равно будете ли вы его кусать, или отламывать по куску, или просто ломать по полам, главное - тот, у кого кусок больше тот и будет главой в семье.

Обычай бить на свадьбе посуду. В настоящее время обычно бьют либо бокалы жениха и невесты, либо тарелки. Делают это на счастье. А затем смотрят по осколкам, кто первым появится у молодых: мальчик или девочка. Крупные осколки - к мальчику, мелкие - к девочке.

Выкуп. Это самая красивая и интересная часть свадьбы. Жених должен пройти несколько испытаний, в которых он показывает свои силы и ум. За каждую свою ошибку жених должен расплачиваться деньгами, конфетами и спиртным. Результатом его стараний является обладание своей любимой.

Традиция бросать букет невесты. В конце свадебного вечера по традиции невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. Та, кто поймает этот букет, следующей выйдет замуж.

Обычай выпускать голубей. На свадебной прогулке, после ЗАГСа или прямо перед зданием, где будет проводиться свадебный пир, жених и невеста выпускают двух голубей, к лапкам которых призывают голубую и розовую ленточки. По ним определяют, кто родится первым у молодых.

Обычай запирать замок. Перед тем как молодоженам войти в дом, под порог кладут незапертый замок, как только вошли - замок запирают на ключ и выбрасывают. Делается это для того, что бы молодые жили вместе в согласии, чтобы брак был благополучный.

Обычай связывания двух бутылок. Обычно на свадьбе, безразлично в начале, в середине или в конце свадебного пира, свидетели завязывают две бутылки шампанского на счастье. Первая бутылка выпивается на первую годовщину свадьбы, а вторая - в день рождения первенца.

Источник: http://www.blondinka.by/