Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Общее


Свадьба до сих пор осталась самым волшебным действом, насыщенным всевозможными обрядами.

Например, деление каравая. Сегодня на свадьбах обязательно присутствует свадебный пирог или торт. И его разделение становится своеобразным ритуалом.

В старину к караваю относились не просто как к угощению.

Каравай был специальным обрядовым хлебом, символом счастья и достатка молодой семьи. Между прочим, свадебный каравай мог быть у одного человека лишь один раз в жизни. Поэтому если в брак вступали люди уже прежде женатые, то каравая на празднике не было, чтобы молодые жили счастливо.

Свадебное торжество начиналось с выпекания каравая.

Свадьба длилась два или три дня, и каравай пекли сразу в первый (иногда во второй) день праздника. Пекли и в доме невесты, и в доме жениха. Историки утверждают, что на Минщине, например, каравай пекли обычно в субботу («сборная суббота» или «венок») накануне свадьбы.
К выпечке каравая готовились: искали подходящую дежку или кадку, лопату, назначали каравайщиков, мололи муку. Выпечка каравая превращалась в своеобразную «вечеринку», на которую были приглашены все родственники и соседи. Считали, что чем веселее идет процесс, тем лучше получится каравай.

Не принято было приходить на выпекание каравая с пустыми руками. Каждый приносил что-нибудь с собой: муку, соль, сало или крупу. Каравайщицами становились замужние женщины, которые уже имели детей, и брак которых считался удачным и счастливым. Каравайщицами были и молодые незамужние девушки. Они пели песни и украшали каравай. В выпечке каравая участвовали и мужчины: отцы, братья. Они готовили утварь и дрова, разжигали огонь в печи.

В Минском повете был интересный обряд, связанный с приготовлением каравая. Приготовленную для каравая кадку ставили на корзинку с рожью, накрытую кожухом, шерстью наружу. Старшая каравайщица (обычно крестная мать одного из молодоженов) крестила квашню, просила благословения на работу у родителей молодых. Далее муку просеивали все по очереди, сыпали ее в кадку, вливали воду. Тесто мешали, двигаясь по ходу солнца. Каравай обычно делали круглым или овальным. Украшали уточками, гусями, шишками, бочонками, вылепленными из теста. На каравай невесты прикрепляли большую утку, на каравай жениха – селезня. Каравай смазывали медом, посыпали сыром. Когда каравай был сделан, в печь его сажал парень. Он непременно был холостым. И чаще всего это был брат невесты или жениха.
Перед тем как сажать каравай в печь, лопату посыпали мукой или застилали дубовыми, кленовыми листьями, овсом или хмелем. После того как каравай оказывался в печи, каждый парень в избе подпрыгивал и стучал три раза лопатой в потолок. Наверное, так призывали на помощь духов предков.

И это еще не все. С выпечкой каравая связано много суеверий. Например, готовить каравай могли 5, 7, 9 или 11 каравайщиков. Главное – чтобы людей было нечетное число.

Муку для каравая, ржаную или пшеничную, мололи обязательно из сырого или сушеного не в печи зерна. Мололи на ручных жерновах или на мельнице. И только в «счастливые дни»: среду, пятницу, субботу. На мельницу отправляли человека, который слыл трезвенником. Считали, что поведение того, кто молол муку, повлияет на поведение жениха.

Выпекали каравай на березовых, дубовых, сосновых или кленовых дровах. Деревья для дров выбирали старые.

В печи каравай поднимался. И чем сильнее он поднимался, тем радостнее были каравайщики. Считалось, что большой каравай – символ счастливой супружеской жизни. Каравай готовили таким, чтобы он еле влезал в печь. А если уж из печи его надо было вынимать, выломав пару кирпичей, то каравай считался удачным.
Вынув испеченный каравай из печи, каравайщики трижды кружились с ним, потом клали его на крышку кадки, которую накрывали полотенцем или скатертью. После этого все садились за стол. Хозяева кормили каравайщиков в награду за их труд. Выпекание заканчивалось, а каравай дожидался свой участи.

Наконец наступал важный момент каравайного обряда, последний этап и долгожданный – деление каравая. Под музыку каравайщики (сват, шафер, брат) Несли каравай к столу. Каравайный стол застилали ручниками, ставили на него тарелки, зажженную свечу, водку, рюмки, закуску.

Каравай делил крестный отец. Молодым он сразу отдавал верхушку, среднюю часть делил между родными невесты или жениха, а нижнюю – между музыкантами.

Деление каравая сопровождалось дарением подарков. Первыми за своим куском пирога подходили родители молодоженов. Они получали свою часть каравая и выпивали по рюмке водки, на тарелку клали деньги. А еще обещали молодым дать какую-нибудь живность: корову, теленка, поросенка, овцу. Родители говорили жениху и невесте: «Дару жытам, бытам, шчасцем, доляй и векам доўгiм». За следующей порцией каравая подходили крестные родители, потом родственникам, соседи, шафер и все желающие. С последним куском каравая свадьба заканчивалась: невеста отправлялась в дом мужа, гости расходились.