104 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Шахтер» впервые стал обладателем Суперкубка Беларуси, победный пенальти забил вратарь
  2. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  3. Кирилл Рудый — о жизни после госслужбы и проектах с Китаем. «Cперва кажется, ничего нельзя, а оказывается — все можно»
  4. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  5. Для водителя, который прокатил на капоте гаишника, запросили 11 лет колонии усиленного режима
  6. Кризис и волны релокейта не помеха? Резидент ПВТ пошел развивать технологические проекты в регионах
  7. Двухлетний ребенок полгода не видел папу. Посмотрите, как сын встречает политзаключенного
  8. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  9. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз
  10. Родители не пускали дочь на учебу из-за ковида — и ее отчислили. Колледж: все законно
  11. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  12. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  13. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  14. Как Беларусь зарабатывает на реэкспорте цветов в Россию
  15. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов
  16. «Предложили снять, я отказался». Житель «Пирса» повесил на балконе БЧБ-флаг, а его авто забрал эвакуатор
  17. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  18. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  19. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  20. «Утром ломились в подъезд». Что известно о массовых задержаниях блогеров и админов телеграм-чатов в Минске
  21. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  22. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  23. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  24. Суд за надпись «3%» и пять лет колонии за «изготовление ежей». Что происходило в Беларуси 3 марта
  25. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  26. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  27. Вот почему он стоит больше 100 тысяч евро. В Минск привезли первый Mercedes S-класса нового поколения
  28. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  29. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  30. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?


Свадьба до сих пор осталась самым волшебным действом, насыщенным всевозможными обрядами.

Например, деление каравая. Сегодня на свадьбах обязательно присутствует свадебный пирог или торт. И его разделение становится своеобразным ритуалом.

В старину к караваю относились не просто как к угощению.

Каравай был специальным обрядовым хлебом, символом счастья и достатка молодой семьи. Между прочим, свадебный каравай мог быть у одного человека лишь один раз в жизни. Поэтому если в брак вступали люди уже прежде женатые, то каравая на празднике не было, чтобы молодые жили счастливо.

Свадебное торжество начиналось с выпекания каравая.

Свадьба длилась два или три дня, и каравай пекли сразу в первый (иногда во второй) день праздника. Пекли и в доме невесты, и в доме жениха. Историки утверждают, что на Минщине, например, каравай пекли обычно в субботу («сборная суббота» или «венок») накануне свадьбы.
К выпечке каравая готовились: искали подходящую дежку или кадку, лопату, назначали каравайщиков, мололи муку. Выпечка каравая превращалась в своеобразную «вечеринку», на которую были приглашены все родственники и соседи. Считали, что чем веселее идет процесс, тем лучше получится каравай.

Не принято было приходить на выпекание каравая с пустыми руками. Каждый приносил что-нибудь с собой: муку, соль, сало или крупу. Каравайщицами становились замужние женщины, которые уже имели детей, и брак которых считался удачным и счастливым. Каравайщицами были и молодые незамужние девушки. Они пели песни и украшали каравай. В выпечке каравая участвовали и мужчины: отцы, братья. Они готовили утварь и дрова, разжигали огонь в печи.

В Минском повете был интересный обряд, связанный с приготовлением каравая. Приготовленную для каравая кадку ставили на корзинку с рожью, накрытую кожухом, шерстью наружу. Старшая каравайщица (обычно крестная мать одного из молодоженов) крестила квашню, просила благословения на работу у родителей молодых. Далее муку просеивали все по очереди, сыпали ее в кадку, вливали воду. Тесто мешали, двигаясь по ходу солнца. Каравай обычно делали круглым или овальным. Украшали уточками, гусями, шишками, бочонками, вылепленными из теста. На каравай невесты прикрепляли большую утку, на каравай жениха – селезня. Каравай смазывали медом, посыпали сыром. Когда каравай был сделан, в печь его сажал парень. Он непременно был холостым. И чаще всего это был брат невесты или жениха.
Перед тем как сажать каравай в печь, лопату посыпали мукой или застилали дубовыми, кленовыми листьями, овсом или хмелем. После того как каравай оказывался в печи, каждый парень в избе подпрыгивал и стучал три раза лопатой в потолок. Наверное, так призывали на помощь духов предков.

И это еще не все. С выпечкой каравая связано много суеверий. Например, готовить каравай могли 5, 7, 9 или 11 каравайщиков. Главное – чтобы людей было нечетное число.

Муку для каравая, ржаную или пшеничную, мололи обязательно из сырого или сушеного не в печи зерна. Мололи на ручных жерновах или на мельнице. И только в «счастливые дни»: среду, пятницу, субботу. На мельницу отправляли человека, который слыл трезвенником. Считали, что поведение того, кто молол муку, повлияет на поведение жениха.

Выпекали каравай на березовых, дубовых, сосновых или кленовых дровах. Деревья для дров выбирали старые.

В печи каравай поднимался. И чем сильнее он поднимался, тем радостнее были каравайщики. Считалось, что большой каравай – символ счастливой супружеской жизни. Каравай готовили таким, чтобы он еле влезал в печь. А если уж из печи его надо было вынимать, выломав пару кирпичей, то каравай считался удачным.
Вынув испеченный каравай из печи, каравайщики трижды кружились с ним, потом клали его на крышку кадки, которую накрывали полотенцем или скатертью. После этого все садились за стол. Хозяева кормили каравайщиков в награду за их труд. Выпекание заканчивалось, а каравай дожидался свой участи.

Наконец наступал важный момент каравайного обряда, последний этап и долгожданный – деление каравая. Под музыку каравайщики (сват, шафер, брат) Несли каравай к столу. Каравайный стол застилали ручниками, ставили на него тарелки, зажженную свечу, водку, рюмки, закуску.

Каравай делил крестный отец. Молодым он сразу отдавал верхушку, среднюю часть делил между родными невесты или жениха, а нижнюю – между музыкантами.

Деление каравая сопровождалось дарением подарков. Первыми за своим куском пирога подходили родители молодоженов. Они получали свою часть каравая и выпивали по рюмке водки, на тарелку клали деньги. А еще обещали молодым дать какую-нибудь живность: корову, теленка, поросенка, овцу. Родители говорили жениху и невесте: «Дару жытам, бытам, шчасцем, доляй и векам доўгiм». За следующей порцией каравая подходили крестные родители, потом родственникам, соседи, шафер и все желающие. С последним куском каравая свадьба заканчивалась: невеста отправлялась в дом мужа, гости расходились.

 

-10%
-30%
-12%
-5%
-25%
-7%
-30%
-30%