101 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  2. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  3. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  4. В Беларуси создали собственную ракету для «Полонеза» (ее очень ждал Александр Лукашенко)
  5. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  6. Приход весны, борьба с частниками и акции солидарности. Что происходит в Беларуси 1 марта
  7. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  8. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  9. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  10. Один из главных претендентов «Оскара» и еще пять премьер марта. Что идет в кино в этом месяце?
  11. С 1 марта заработал обновленный КоАП. Новшества затронут почти всех белорусов
  12. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  13. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  14. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  15. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  16. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  17. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  18. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  19. Названы победители «Золотого глобуса» (почти без сюрпризов)
  20. «В киевской миграционке мне сказали, что я в первой десятке». Айтишник — о переезде в Украину
  21. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  22. Весна наступила, но зима не сдается. К выходным вновь похолодает
  23. Тихановский о приговорах журналистам и активистам: Ложь и несправедливость порождают озлобленность
  24. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  25. Лукашенко — главе КГК: Необходимо ввести ответственность и для тех, кто берет в конвертах деньги
  26. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  27. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  28. «Думал, что это простуда. Оказалось, нужна пересадка сердца». История Вячеслава, пережившего трансплантацию
  29. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  30. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходило в Беларуси 28 февраля


/ Фото: unsplash.com /

На самом деле я никакой не спец в образовании. Но когда сетевым экспертам подобные мелочи мешали выражать свое авторитетное мнение? К тому же я отец школьника. Следовательно, имею право на некоторые соображения. Облокотившись на такое вот самооправдание, выскажусь по теме.

  • Имя
    Александр ЗантовичПисатель, блогер, работник банка. Ведет колонку на LADY с 2013 года

То, что у нас сейчас в школе, — это советская система. Вернее, то, что от нее осталось. Методички те же, подходы те же. Десятибалльная система оценок или пятибалльная, экзамены или ЦТ — какая разница? Всё, по большому счету, прежнее. Что поменялось, так это педагоги. Когда я учился, были люди «старой закалки» — знающие, суровые и авторитетные. Сейчас таких нет.

Советская школьная система была построена на стыде. Стыд был основным мотиватором детишек, что каждое утро заходили в ненавистное здание колонной по двое. Этот тезис я не сам придумал. Я искренне гордился советской школой на самом деле. Глаза мне открыла знакомая с нашими реалиями американка. «У нас, даже если ты ничего не знаешь, тебя всё равно будут уважать, потому что ты личность», — сказала она.

Потратив некоторое время на бесполезные споры, я смирился с тем, что она права.

У нас действительно гнобили двоечников. Попав однажды в немилость к учителям, исправить успеваемость было практически невозможно. Учиться плохо было стыдно. Это внушали учителя, родители и то самое, что в советском и постсоветском детстве заменяло поп-культуру.

"Встань и скажи всему классу, что смешного". "Звонок — для учителя". "Выйди и зайди как положено". "Потерпишь до перемены". "А голову ты дома не забыл?"

Эти фразы, знакомые с детства, не содержат в себе ни капли уважения к ученику. И даже спустя столько лет многие вздрагивают, когда их слышат. Я в детстве терпеть не мог собственную фамилию, потому что звучала она только в предложении: «Зантович, к доске!»

Что рождала советская школьная система?

Дети адаптировались по-разному.

Были отличники-невротики. Дети, которые так боялись ошибиться, что зубрили уроки наизусть. Дети, которым казалось, что если они будут хорошо учиться, их будут любить. Дети, что плакали над четверками. Эти понесли свои неврозы во взрослую жизнь и радуют психологов постоянной оплатой их услуг.

Были блеклые хорошисты, главным талантом которых было не отсвечивать и ждать, авось пронесет. Эти пополнили ряды офисного планктона.

И были, наконец, двоечники и троечники. Единственные ростки свободы. Росткам, конечно, не давали пробиться к свету те самые авторитетные педагоги. Часть успешно спилась, часть сидит. Но некоторые основали более чем успешные бизнесы и берут на работу и отличников, и хорошистов.

Что со школой теперь?

При внешнем сходстве многое поменялось.

Во-первых, статус учителя был низведен до положения младшего обслуживающего персонала. На то есть несколько причин. И низкие зарплаты, и отрицательная селекция при поступлении в непрестижные вузы, и, кстати говоря, пренеприятная практика привлечения педагогов к выборам. Так или иначе и дети, и, тем более, их родители теперь считают себя вправе вступать с учителями в конфликты, оспаривать оценки и методы. Не могу сказать, правильно это или нет. Местами учителя действительно не справляются ни с подачей материала, ни с воспитанием этих гиперактивных и увлеченных гаджетами современных человечков. Но как можно учиться уму-разуму у человека, которого ты не уважаешь?

А дети не чувствуют в учителях авторитета. Поэтому на оценки им, по большому счету, плевать. Так мне кажется, когда я гляжу на свое чадо и его одноклассников. Оценка — это что-то, что нужно взрослым, но не самому ученику. Получи он десятку или единицу, это никак не повлияет на его статус среди сверстников. В отличие от нового айфона.

Отсюда простота восприятия учебных неудач.

— Ты выучила стихотворение?

— Нет!

— Но тебя же спросят и поставят двойку!

— Ну и что?

А ведь действительно. Что?

От бессилия учителя и родители срываются на крик, что процессу точно не помогает.

К тому же сама система научения наших деток уму-разуму устарела безнадежно. Зачем знать столицу Австралии, дату Бородинской битвы или валентность хлора, если гугл даст ответ на эти вопросы за десятую долю секунды?

В чем смысл решения пятнадцати однотипных примеров на одно и то же математическое правило?

Зачем запоминать правописание слов, если ворд правит их автоматически?

Нет, я-то понимаю зачем. Но попробуйте объяснить это своей недоросли.

А вот того, что школа должна бы давать, удручающе мало. Что нужно в современном мире? Навыки поиска, отсева и систематизации информации. Навыки презентации и отстаивания своих идей. Критическое мышление. Креативность, в конце концов.

И можно было бы закрыть глаза. Ну ходит чадо в эту школу, общается с одноклассниками, проводит время. Так бы в телике или компьютере сидело. А так — пошло в школу и полдня его дома нет. Не самый плохой вариант.

Но как родитель я не могу не думать о его будущем. Чему мой сын в этой школе научится?

Недавно вот беседовал со студенткой одного зарубежного вуза (не спрашивайте, как так вышло). Посыл был такой. В наш институт поступить неоправданно сложно. Зато, когда поступил, в дипломе можно не сомневаться. Просто подожди 4 или 5 лет — и он в кармане.

В ее случае — напротив. Поступить достаточно легко. А вот учиться — целый квест. Особенно для воспитанников наших школ. Потому что никто не водит тебя за ручку. Ты сам выбираешь, что тебе изучать по твоей специальности. Сам заботишься о сроках сдачи работ и поиске материалов. Сам несешь ответственность за результаты. Никаких поблажек и пересдач!

Как итог — после первого года обучения отсеивается 30% студентов, не справляясь с этой автономией.

Тамошний преподаватель имеет авторитет, но он не станет навязывать своего мнения. Тем более диктовать на лекциях собственную книгу, чтобы молодые люди переписывали ее в конспект, а потом ему же и рассказывали.

Изображение: giphy.com
Изображение: giphy.com

Идет постоянный обмен знаниями между педагогом и студентами. Если, углубившись в выбранную тему, студент накопал что-то новое и интересное, профессор ему только спасибо скажет. Потому что в современном мире скорость изменений зашкаливает. Нормальный человек вынужден учиться постоянно. И преподаватели служат личным примером.

Ну бог с ними, с этими зарубежными вузами. Закроют границы не ровен час, и никто туда не поедет. Но дети же вырастут. Им придется строить свои карьеры, личную жизнь, открывать бизнес… В общем, принимать решения. Постоянно самостоятельно принимать решения.

А наша школа этому не учит. Она не готовит к жизни. Она готовит к ЦТ.

Адаптивность, способность учиться новому, креативность — это самый ценный природный ресурс. А мы плодим винтики, исполнителей, соглашателей. Людей, что ждут, когда им всё объяснят и разжуют. Людей, которых приучили к тому, что их мнение никому не интересно. Людей, не способных принимать решения и нести за них ответственность.

К чему приходит страна, когда таких людей большинство, думаю, объяснять никому не нужно. Достаточно в окно выглянуть.

Конечно, здесь должно прозвучать сакральное «не всё так однозначно». Есть чудесные педагоги, что вопреки системе пытаются воспитывать в детках лучшее. Честь им и хвала, потому что это в самом деле очень сложный труд. Но эти исключения лишь подтверждают правило.

Образование перестало быть приоритетом, оно не реформируется и не развивается. Что бесконечно странно и недальновидно в мире, где человеческий капитал — это главный ресурс для развития и процветания.

Хорошо хоть шаурма вкусная.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

-5%
-10%
-7%
-20%
-20%
-8%
-10%
-10%
-10%