172 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  2. В Green City открывается фудкорт. Первым там заработает «МакДональдс», будет и новый для Минска бренд
  3. Дело Тихановского и Статкевича будет рассматривать Гомельский областной суд
  4. «Спасите семью от развода». Подборка самых необычных объявлений о продаже авто
  5. Между израильтянами и палестинцами опять война? Разбираем очередное обострение на Ближнем Востоке
  6. В Могилеве начался суд над Павлом Северинцем и другими, он закрытый. Всех пришедших поддержать выгнали из здания
  7. Стрельба в школе в Казани: погибли 9 человек
  8. «С большей вероятностью, после Лукашенко не будет преемственности». Эксперты о знаковом декрете
  9. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  10. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  11. «Боялись последствий со стороны банка». Что говорят в суде над топами Белгазпромбанка взяткодатели
  12. Выходец из БРСМ стал новым директором Оперного театра
  13. Трехкратный восходитель на Эверест — о рисках, очередях к вершине и коронавирусе на такой высоте
  14. Самое лютое соперничество в женской «фигурке» закончилось нападением. В Голливуде об этом даже сняли кино
  15. «Парни, подкатывая, просят посоветовать пилу». История лесоруба Вики
  16. Один из лучших минских спектаклей этого сезона. Почему надо посмотреть «Записки юного врача»
  17. Прогноз погоды на короткую рабочую неделю
  18. Семье Ромы, который спас брата из горящего дома, выделили арендное жилье
  19. Мэр израильского Лода заявил о полной потере контроля над городом. Нетаньяху ввел режим ЧП
  20. В чем секрет храма в Будславе и что о нем надо знать. Вопросы и ответы о костеле, пережившем пожар
  21. Многие известные люди поддержали перемены и осудили насилие. Что с ними теперь?
  22. «До переезда я думал, что это типичный Техас с перекати-поле». Белорусы — о жизни в Остине
  23. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  24. Минздрав озвучил свежую статистику по коронавирусу в стране
  25. «Таких цен никогда не было». Древесина ставит рекорды по стоимости во всем мире. А что у нас?
  26. Белорусские сигареты почти на 2 млн долларов задержали в Польше
  27. Против беззакония и насилия. Девушки в белом гуляют по Минску уже девять месяцев
  28. С 13 мая снова дорожает автомобильное топливо
  29. Журналиста TUT.BY Катерину Борисевич перевели из Жодино в СИЗО Могилева
  30. Дерматолог — о влиянии гель-лака на кожу и ногти, тревожных симптомах и противопоказаниях


/ Фото: unsplash.com /

На самом деле я никакой не спец в образовании. Но когда сетевым экспертам подобные мелочи мешали выражать свое авторитетное мнение? К тому же я отец школьника. Следовательно, имею право на некоторые соображения. Облокотившись на такое вот самооправдание, выскажусь по теме.

  • Имя
    Александр ЗантовичПисатель, блогер, работник банка. Ведет колонку на LADY с 2013 года

То, что у нас сейчас в школе, — это советская система. Вернее, то, что от нее осталось. Методички те же, подходы те же. Десятибалльная система оценок или пятибалльная, экзамены или ЦТ — какая разница? Всё, по большому счету, прежнее. Что поменялось, так это педагоги. Когда я учился, были люди «старой закалки» — знающие, суровые и авторитетные. Сейчас таких нет.

Советская школьная система была построена на стыде. Стыд был основным мотиватором детишек, что каждое утро заходили в ненавистное здание колонной по двое. Этот тезис я не сам придумал. Я искренне гордился советской школой на самом деле. Глаза мне открыла знакомая с нашими реалиями американка. «У нас, даже если ты ничего не знаешь, тебя всё равно будут уважать, потому что ты личность», — сказала она.

Потратив некоторое время на бесполезные споры, я смирился с тем, что она права.

У нас действительно гнобили двоечников. Попав однажды в немилость к учителям, исправить успеваемость было практически невозможно. Учиться плохо было стыдно. Это внушали учителя, родители и то самое, что в советском и постсоветском детстве заменяло поп-культуру.

"Встань и скажи всему классу, что смешного". "Звонок — для учителя". "Выйди и зайди как положено". "Потерпишь до перемены". "А голову ты дома не забыл?"

Эти фразы, знакомые с детства, не содержат в себе ни капли уважения к ученику. И даже спустя столько лет многие вздрагивают, когда их слышат. Я в детстве терпеть не мог собственную фамилию, потому что звучала она только в предложении: «Зантович, к доске!»

Что рождала советская школьная система?

Дети адаптировались по-разному.

Были отличники-невротики. Дети, которые так боялись ошибиться, что зубрили уроки наизусть. Дети, которым казалось, что если они будут хорошо учиться, их будут любить. Дети, что плакали над четверками. Эти понесли свои неврозы во взрослую жизнь и радуют психологов постоянной оплатой их услуг.

Были блеклые хорошисты, главным талантом которых было не отсвечивать и ждать, авось пронесет. Эти пополнили ряды офисного планктона.

И были, наконец, двоечники и троечники. Единственные ростки свободы. Росткам, конечно, не давали пробиться к свету те самые авторитетные педагоги. Часть успешно спилась, часть сидит. Но некоторые основали более чем успешные бизнесы и берут на работу и отличников, и хорошистов.

Что со школой теперь?

При внешнем сходстве многое поменялось.

Во-первых, статус учителя был низведен до положения младшего обслуживающего персонала. На то есть несколько причин. И низкие зарплаты, и отрицательная селекция при поступлении в непрестижные вузы, и, кстати говоря, пренеприятная практика привлечения педагогов к выборам. Так или иначе и дети, и, тем более, их родители теперь считают себя вправе вступать с учителями в конфликты, оспаривать оценки и методы. Не могу сказать, правильно это или нет. Местами учителя действительно не справляются ни с подачей материала, ни с воспитанием этих гиперактивных и увлеченных гаджетами современных человечков. Но как можно учиться уму-разуму у человека, которого ты не уважаешь?

А дети не чувствуют в учителях авторитета. Поэтому на оценки им, по большому счету, плевать. Так мне кажется, когда я гляжу на свое чадо и его одноклассников. Оценка — это что-то, что нужно взрослым, но не самому ученику. Получи он десятку или единицу, это никак не повлияет на его статус среди сверстников. В отличие от нового айфона.

Отсюда простота восприятия учебных неудач.

— Ты выучила стихотворение?

— Нет!

— Но тебя же спросят и поставят двойку!

— Ну и что?

А ведь действительно. Что?

От бессилия учителя и родители срываются на крик, что процессу точно не помогает.

К тому же сама система научения наших деток уму-разуму устарела безнадежно. Зачем знать столицу Австралии, дату Бородинской битвы или валентность хлора, если гугл даст ответ на эти вопросы за десятую долю секунды?

В чем смысл решения пятнадцати однотипных примеров на одно и то же математическое правило?

Зачем запоминать правописание слов, если ворд правит их автоматически?

Нет, я-то понимаю зачем. Но попробуйте объяснить это своей недоросли.

А вот того, что школа должна бы давать, удручающе мало. Что нужно в современном мире? Навыки поиска, отсева и систематизации информации. Навыки презентации и отстаивания своих идей. Критическое мышление. Креативность, в конце концов.

И можно было бы закрыть глаза. Ну ходит чадо в эту школу, общается с одноклассниками, проводит время. Так бы в телике или компьютере сидело. А так — пошло в школу и полдня его дома нет. Не самый плохой вариант.

Но как родитель я не могу не думать о его будущем. Чему мой сын в этой школе научится?

Недавно вот беседовал со студенткой одного зарубежного вуза (не спрашивайте, как так вышло). Посыл был такой. В наш институт поступить неоправданно сложно. Зато, когда поступил, в дипломе можно не сомневаться. Просто подожди 4 или 5 лет — и он в кармане.

В ее случае — напротив. Поступить достаточно легко. А вот учиться — целый квест. Особенно для воспитанников наших школ. Потому что никто не водит тебя за ручку. Ты сам выбираешь, что тебе изучать по твоей специальности. Сам заботишься о сроках сдачи работ и поиске материалов. Сам несешь ответственность за результаты. Никаких поблажек и пересдач!

Как итог — после первого года обучения отсеивается 30% студентов, не справляясь с этой автономией.

Тамошний преподаватель имеет авторитет, но он не станет навязывать своего мнения. Тем более диктовать на лекциях собственную книгу, чтобы молодые люди переписывали ее в конспект, а потом ему же и рассказывали.

Изображение: giphy.com
Изображение: giphy.com

Идет постоянный обмен знаниями между педагогом и студентами. Если, углубившись в выбранную тему, студент накопал что-то новое и интересное, профессор ему только спасибо скажет. Потому что в современном мире скорость изменений зашкаливает. Нормальный человек вынужден учиться постоянно. И преподаватели служат личным примером.

Ну бог с ними, с этими зарубежными вузами. Закроют границы не ровен час, и никто туда не поедет. Но дети же вырастут. Им придется строить свои карьеры, личную жизнь, открывать бизнес… В общем, принимать решения. Постоянно самостоятельно принимать решения.

А наша школа этому не учит. Она не готовит к жизни. Она готовит к ЦТ.

Адаптивность, способность учиться новому, креативность — это самый ценный природный ресурс. А мы плодим винтики, исполнителей, соглашателей. Людей, что ждут, когда им всё объяснят и разжуют. Людей, которых приучили к тому, что их мнение никому не интересно. Людей, не способных принимать решения и нести за них ответственность.

К чему приходит страна, когда таких людей большинство, думаю, объяснять никому не нужно. Достаточно в окно выглянуть.

Конечно, здесь должно прозвучать сакральное «не всё так однозначно». Есть чудесные педагоги, что вопреки системе пытаются воспитывать в детках лучшее. Честь им и хвала, потому что это в самом деле очень сложный труд. Но эти исключения лишь подтверждают правило.

Образование перестало быть приоритетом, оно не реформируется и не развивается. Что бесконечно странно и недальновидно в мире, где человеческий капитал — это главный ресурс для развития и процветания.

Хорошо хоть шаурма вкусная.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

-20%
-20%
-20%
-15%
-10%
-20%
-10%
-12%
-22%
-15%