Колумнист Татьяна Сулимова рассуждает о том, как насилие и жестокость друг к другу расходятся кругами по воде, затрагивая все большее количество людей. О том, к чему может привести эта пугающая тенденция, — в ее новой колонке для LADY.
Почему я против проявления жестокости государством? Потому что это негласное разрешение быть жестоким каждому гражданину.
В последнее время я сталкиваюсь с невероятными вещами. На фоне того, что сети пестрят лозунгами «белорусы прекрасны», в мою жизнь нет-нет да и врывается что-то из ряда вон.
Насилие пускает корни. Я бежала кросс по улице, и сосед просто спустил на меня собаку. Огромную овчарку. Почему спустил? Потому что теперь так можно. Что он сказал? Это территория за калиткой его дома, а он живет здесь 20 лет. И поэтому собака бегает, где она хочет. Но это общая дорога! Большая немецкая овчарка бросилась на меня и расцарапала ногу. Я ушла в слезах, стирая кровь подорожником.
— Йода дать? — крикнул в спину сосед.
Первая полноценная неделя моего первоклассника в гимназии закончилась слезами.

— Забери меня из этой школы! Отведи в детский сад! — чуть не плакал сын.
Что произошло? Он очень хотел подружиться со всем классом и придумал способ — купил в школьном буфете полуторалитровую упаковку сока. Принес в класс, взял стаканчики в кулере и на большой перемене объявил:
— Угощаю!
Он представил уже, как одноклассники выстроятся в очередь, каждый будет брать себе стаканчик, бармен нальет аккуратно, а мальчик или девочка его поблагодарят и будут рады иметь такого доброго и щедрого друга. Первые двое ребят так и сделали. Но потом подошла группа мальчиков, они отобрали сок, оттолкнули сына, сами стали себе наливать угощение.
В итоге облили соком его книги и парту. И даже на новые брючки попали липкие брызги. Остатки сока вылили в окно, а пачкой начали играть в футбол. Представляю, как мой гордый мальчик все свои силы направил на то, чтобы не плакать.
— Забери меня из этой школы!
Я стала спрашивать «почему-зачем». И пусть не сразу, но полились градом слезы, и он рассказал эту историю.
Девушка, которая борется со смертельным заболеванием, поделилась, какие сообщения ей пишут хейтеры. Не могу об этом писать… Плачу.

Мою знакомую избил муж. И детям прилетело.
— Что же мне делать?!
— Нельзя терпеть насилие! — говорю.
Я это всегда говорила. Буду говорить. Насилие терпеть нельзя. Я об этом статьи в государственные газеты писала. Поддерживала программы по борьбе с насилием. Что же удивительного, что и теперь осталась при своем мнении?
Знакомая подала на развод, но сомневается — раньше бил, но не так сильно.
А теперь будет. Можно теперь.
Государство — это дух. Живое существо, сеющее законы для общества. Из этого потом прорастает, что посеяли. Возможно, вы замечали в рамках конкретной фирмы или организации такую закономерность: приоритеты и предпочтения руководства сильно влияют даже на поведение тех, кто выполняет часть работ в неполный день или удаленно. Мой знакомый директор компании полюбил триатлон, и постепенно все его сотрудники увлеклись спортом. А другой — невероятный собаковод, у самого лабрадоры, и он при этом еще подбирает бесхозное зверье. Так даже уборщица его офиса завела себе милаху-щенка, которому на улице уже успели откусить ушко.

Как же важно государству нести людям свое величие и милосердие. Не на словах. Не на уроках политинформации. Действиями.
А пока я боюсь, что в ближайшее время нам предстоит столкнуться с ростом домашнего насилия. С ростом школьного буллинга. С жестокостью в отношениях.
Но… Верю еще в один аспект. Общество может оказаться более осознанным, чем его государство. И каждый гражданин вычислит своего внутреннего тирана и, посмотрев ему в глаза, не допустит темному властвовать над собой.
Каждый из нас может создать мир и покой внутри себя, внутри своей семьи. Помогать, а не третировать. Поддерживать, любить сильно. Сильно, как никогда. Каждое доброе слово в адрес друг друга в эти дни не напрасно. И не нужно думать, что хорошие — бесхребетные. Ведь каждый, кто читал сказки, знает: от добра не уйдешь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.