Вы уже знаете визажиста Алесю Волкову, которая не раз помогала нашим читательницам найти свой образ и поверить в себя. Но в этот раз она пришла на LADY в качестве колумниста. За годы работы с женщинами Алеся поняла, что какими бы разными мы ни были, у нас одни и те же тревоги, боли и стремления к счастью. Давайте разделим их вместе?
«Деньги и отношения: кто кому и сколько должен?». Прежде чем высказать свое мнение по этой неоднозначной теме, я решила спросить обо всем этом своих читателей в инстаграме. Поскольку моя аудитория на 75% состоит из женщин, а ответов я получила сотни, мне есть чем оперировать.
Мой вопрос звучал так:
«Должен ли мужчина обеспечивать женщину? Платить в кафе, за такси, платить за быт, закрывать ее материальные потребности в целом?»
Мне важно было понять, какие установки сидят у нас внутри.
Важно: ни в моих вопросах, ни в этой статье речь не пойдет о времени в декрете и о совместных детях, потому что это совершенно другая тема. Декрет — это время, когда женщина по объективным причинам не может в полную силу работать и зарабатывать, поэтому здесь не может быть речи о ее полноценном выборе.
Если коснуться этого вопроса, я считаю, что в декрете мужчина должен (именно это слово) обеспечивать и женщину, и ребенка. Должен не только ходить на работу, но и разделять обязанности по уходу, платить за няню, если так будет решено. Потому что каждой женщине понятно, что растить ребенка в разы сложнее, чем работать. И, слава Богу, все больше и больше мужчин думают так же. Однако важно, что все это временно, пока работоспособность женщины не будет восстановлена.
А теперь вернемся к отношениям, в которых не трое, а двое.
Мнение моей аудитории можно описать так: в равной степени меньшинство однозначно ответило «да, должен» или «нет, не должен». Основная часть девушек писала очень длинные сообщения, рассматривая ситуацию и так, и этак. Например, пока мы встречаемся — пусть платит, а когда уже семья, то бюджет общий. И так далее.
Все это похоже на отсутствие четкой позиции, и если подытожить вот эту вот неуверенную точку зрения, то коротко она звучит так:
«Не должен, но мне приятно, если будет».
Выходит, если в современном обществе мужчина все-таки платит, то получает + 10 (или +100?) к собственной привлекательности. В нашем сознании все еще очень глубоко сидит убеждение в том, что мужчина — это что-то большое, сильное и богатое. По крайней мере хотелось бы, чтоб он таким был.
Всем, кто так считает, даже в остаточных проявлениях, мне хотелось задать простой вопрос: а что ты взамен?
Ну он платит, а что взамен? Красота, секс, борщ (можно и любой другой, свой вариант)? Очень важно понимать, что за каждый вложенный в тебя доллар придется что-то отдать. Иначе не бывает.
И вопрос только в том, что ты готова отдать за эту материальную безопасность? Или за красивые ухаживания. Где эта граница между широкими жестами и попытками тебя купить? Как ее прощупать?
Например, в семейной жизни. Допустим, жена создает домашний уют, а муж приносит зарплату. Но как измерить вклад каждого? И сколько отношений разрушились об упреки и претензии в том, что кто-то один в паре делает недостаточно, а кто-то — так много, что уже давно потерял себя и стал неинтересен (речь о женщинах, конечно).
В нашем обществе у людей и так проблемы с границами — и, вероятно, в ситуации, когда материальные вопросы не обговорены, они просядут еще сильнее.
Разве мы не знаем, сколько домашнего насилия держится на экономическом? Сколько женщин сами отдали власть мужчине через деньги, а после годами испытывают страх и ужас остаться в нищете и одиночестве. Нужно всегда помнить, что жизнь очень длинная, отношения очень сильно меняются со временем, и никто, абсолютно никто, кроме вас самих через 20 лет, не сможет сказать, что же с вами будет. Поэтому каждый сам должен позаботиться о себе.
Задавая себе честный вопрос о том, хотела бы я получить от мужчины материальные блага, я нахожу в себе это желание. Несмотря на то, что искренне считаю, что «нет не должен, точно не должен», мне будет намного приятнее сказать мужчине на свидании, что я заплачу сама за себя, при его попытке заплатить за обоих, нежели оплатить свою половину после того, как он передаст мне чек. С этим еще предстоит работать, но, я думаю, со временем все получится.
Раньше я очень хотела, чтобы мужчина платил. Желательно за все и всегда. Ну потому что он же мужик! При этом я всегда обеспечивала себя сама, ни за чей счет не жила. Но всегда хотелось помощи, материальной поддержки. Так я ощущала бы себя под защитой, так я думала, что почувствую — меня любят. Так росло уважение к мужчине: круто! Он может и себе, и мне — какой классный!
Подарки от мужчин я получала, а вот любви от этого никак не прибавлялось. Прошло много времени, прежде чем я поняла всем сердцем, что деньги — это не любовь. Я не знаю, почему это произошло, но теперь я ставлю себя на место мужчины и думаю: а я бы хотела кому-то отдавать свои кровные денежки просто так? Точно нет.
За что-то? Возможно. Но это возвращает нас к предыдущим абзацам про «а что взамен?». А там, по-моему, тупик.
Способность человека заработать себе на жизнь очень хорошо исцеляет невроз и желание, чтобы тебя любил кто-то другой. Зарабатывая сам (а), неминуемо становишься более целостной личностью, узнаешь настоящую цену деньгам, а твои границы тела и души сами выстраиваются очень правильным образом.
Отношения и так очень тяжело построить. Зачем усугублять ситуацию, вмешивая туда деньги? Брак давно перестал быть экономическим союзом, и сегодня, оставляя вопрос финансовой независимости нерешенным, вы получаете не более крепкие отношения, а более сложный разрыв.
Пройдет еще очень много времени, прежде чем и мужчины, и женщины смогут от души не только сказать, что «никто никому ничего не должен», но и следовать этим словам. Но я очень рада, что все мы находимся в процессе этого перехода.